Юристы-контрактники готовы работать по часам за очень скромную плату

В США появилась новая разновидность юристов, которых называют контрактниками: представители некогда суперпрестижной профессии работают по часам за очень скромную плату

Подобно всем будущим юристам, Жозе Апонте прошел стандартный тест LSAT для поступления в правовую школу, заплатил $100 000 за обучение, сдал трудные выпускные экзамены и оплатил дополнительное обучение. Но работа, которую в итоге получил 37-летний выпускник Вашингтонского юридического колледжа Американского университета, сильно отличается от той, о которой он мечтал. Она не столь престижна и далеко не так стабильна.

Без уверенности

Апонте относится к быстро растущей когорте юристов, которые работают внештатно по контракту и меняют работу как перчатки. Им платят на почасовой основе, а в их обязанности входит обработка документов юридических фирм и корпоративных клиентов. Краткосрочная работа, за которую юрист получает всего $15 в час, стала неотъемлемой частью существования юридических компаний по всему миру. Причина в том, что юридические фирмы и их клиенты стараются сократить расходы.

Пренебрежительное отношение к представителям некогда престижной и перспективной специальности свидетельствует о коммерциализации профессии юриста. Кроме того, случившееся наглядно демонстрирует, как изменились некоторые профессии на фоне посткризисной политики в компаниях.

Юристы-контрактники типа Апонте по 10–12 часов молча сидят у компьютеров в больших офисах. Бывает, задерживаются допоздна. Каждый просматривает тысячи документов в режиме онлайн, быстро «кодируя», или, иными словами, помечая их в зависимости от важности документа для судебного разбирательства или предварительного расследования.

Линейные руководители не любят, когда контрактник разговаривает или делает перерывы в работе. Компьютерная программа вычисляет скорость работы каждого юриста. Одни юридические фирмы сами набирают внештатников, другие нанимают юристов через кадровые агентства.

Апонте сотрудничает сразу с несколькими агентствами. Но чтобы заработать, он должен постоянно искать новый кусок хлеба. Его уже нанимали всего за $33 в час, а однажды он семь месяцев просидел без работы. Продолжительность каждой следующей подработки непредсказуема. «Предложение может свалиться на голову в любой момент. Сегодня они звонят и предлагают работу, а завтра проект уже закрывается», – говорит он.

Без бонусов

Юрист-контрактник, выполняющий стандартный объем работы, в среднем зарабатывает $40 000–50 000 в год, утверждает Вероника Малдонадо, контрактник из Чикаго, которая недавно создала в интернете сайт для своих коллег. Для сравнения: в крупных юридических фирмах Нью-Йорка оклад начинающего штатного юриста составляет в среднем $160 000 в год. Плюс к этому штатник получает годовой бонус в размере $10 000 или более.

По прогнозам Staffing Industry Analysts, компании, изучающей американский рынок внештатников, общее количество внештатных работников вырастет в ближайшие два года в США на 25%. При этом цена одного часа работы внештатника составляет лишь малую толику от той суммы, которую зарабатывает за час начинающий юрист крупной компании.

По данным исследовательской компании Valeo Partners, в этом году крупные компании платят только что нанятым выпускникам от $325 до $550 в час, а более мелкие компании – $100 в час. В то же время агентства, трудоустраивающие внештатников, предлагают своим кандидатам за обработку документов юридических компаний всего $50 в час, а то и меньше.

Без комментариев

Невозможно сосчитать, сколько американских юристов привлекается к внештатным работам. Но на Posse List, информационном интернет-сайте для юристов-контрактников, зарегистрировано 14 000 пользователей.

Согласно исследованию, проведенному в июне этого года американской ассоциацией корпоративных юристов специально для WSJ, 876 руководителей юридических фирм привлекали к работе контрактников в прошлом финансовом году.

Десятки юридических компаний, включая Wachell, Lipton, Rosen & Katz, Cravath, Swaine & Moore LLP и Davis Polk & Warwell LLP, обращаются к таким кадровым агентствам, как De Novo Legal и Hudson Highland Group, для подбора юристов-контрактников. Зачастую искать внештатника юридической компании приходится из-за того, что ее корпоративный клиент хочет сэкономить. Пресс-секретари Wachell и Davis Polk сказали, что не могут прокомментировать сейчас эту информацию. А компания Cravath вообще от комментариев отказалась.

В компании De Novo Legal, основанной 11 лет назад, количество часов, затрачиваемых на обработку документов, выросло в этом году на 40%, рассказал гендиректор Роберт Синджер.

А Posse List заявила, что в этом году количество запросов от юристов, ищущих работу по обработке документов, выросло на сайте на 66%. Так, например, для планируемой покупки компанией AT&T компании T-Mobile USA было нанято 200 юристов-контрактников.

Без карьеры

Многие юристы стали внештатниками после потери основной работы во время кризиса. Например, 52-летняя Диниа Мари Джексон в 2007 г. была главным юристом одной маленькой компании, но ее уволили. Сейчас она знает, что на обработке документов в этом году сможет заработать от $65 000 до $80 000.

«В этом году количество юристов-контрактников увеличилось как никогда», – констатирует Марк Якано, исполнительный вице-президент компании Hudson Legal, у которой 10 проектных бюро по всей стране, включая Сен-Луис в Миссури, где внештатные юристы работают за 20 с небольшим долларов в день.

Иногда вместе с краткосрочной работой компании предлагают юристам медицинскую страховку и отчисления в пенсионный фонд. Но карьерных возможностей такая работа не дает. Более того, некоторые почасовики считают, что другие сотрудники компании относятся к ним с пренебрежением. 26-летняя Чевита Фифер закончила в 2009 г. юридический факультет Южного университета. Она работала внештатником в юридических компаниях в Северной Каролине, а потом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, получая от $20 до $40 в день. Недавно она услышала, как один юрист пренебрежительно назвал ее «кодировщицей». Кому такое понравится?.