Как занятия полиграфией привели к переработке макулатуры, а та – к созданию игрушек

Игрушки из переработанной макулатуры – смешарики, ангелочки, колокольчики и прочие шарики – под брендом «Шар-папье» вывел на рынок этой осенью тульский предприниматель Игорь Золотов. Он убежден, что его придумка – всего лишь возрождение традиции создания игрушек из папье-маше, клеить и раскрашивать которые раньше собирались всей семьей
Р. АВШАЛУМОВА/ ВЕДОМОСТИ

Прежде чем выйти на рынок игрушек, Золотов построил в Туле сначала типографию, а потом завод по переработке макулатуры и производству упаковки. Его группе компаний «Шар» в этом году стукнуло 20 лет. А началось все с того, что в конце 1980-х гг. Золотов, выпускник Тульского политеха и автор целого ряда изобретений, связанных с применением шаров и шарообразных деталей, написал для своего старшего сына детские стихи и загорелся идеей их издать. Пробить заслон советских типографий удалось лишь после выхода закона «Об издании книг за счет средств авторов». Сегодня он уже затрудняется вспомнить, в какую сумму обошлось ему издание сборника стихов «Сказка о пурпурной шляпе», но говорит, что сложнее всего было найти бумагу.

«Вот тогда я и подумал, что хорошо бы открыть собственное издательство и напечатать там произведения всех моих друзей-литераторов», – сегодня о причинах открытия своего бизнеса Золотов вспоминает с улыбкой.

Пробный шар

Так в 1991 г. в Туле было зарегистрировано ЗАО «Шар». Первые три года, по словам Золотова, его компания занималась полиграфией и рекламой. Своего оборудования не было. Размещали заказы в городских типографиях. Искали бумагу, с которой в тот момент в стране была напряженка. Скупали в типографиях остатки бумаги в рулонах, разматывали, нарезали листы А4 и упаковывали. Прибыль от такой деятельности нередко превышала 500%. В 1994 г. в Банке развития и реконструкции Золотов взял кредит на $50 000 и купил первое печатное оборудование. Удачно подвернулось и помещение старой советской типографии, доставшееся в аренду издателю вместе c оборудованием. «Фактически с этого в 1995 г. и началась типография «Шар», – говорит Золотов.

Помимо издания собственных книг, художественных альбомов и произведений друзей «Шар» зарабатывал на печати различных бланков, которые требовались вновь организуемым бизнесам в больших количествах. В 1997 г. на «Шар» вышли представители крупнейшего мирового производителя полиграфического оборудования Heidelberg и предложили свои машины в рассрочку. С немцами Золотов сотрудничает до сих пор. Если поначалу типография была всеядна и печатала любые заказы, то теперь «Шар» специализируется на печати этикеток, листовок, буклетов, календарей и тому подобной полиграфии, а также на производстве упаковки из картона и микрогофрокартона. Золотов гордится, что его компании удалось разработать и запатентовать упаковку для знаменитых тульских пряников. Ну и конечно, «Шар» продолжает издавать литературу. Нередко расходы на печать произведений талантливых начинающих авторов Золотов берет на себя, не забывая, как ему самому вначале было несладко.

Из какого сора

В 2000 г. Золотов решил диверсифицировать бизнес и заинтересовался переработкой макулатуры и возможностями производства упаковки из формовочной бумажной массы. Привлек в компаньоны своих друзей Дениса Рустамова и Шамиля Исхакова и приобрел в Индии оборудование за $200 000 (все инвестиции в проект составили $350 000). Но дело не пошло. То ли индийцы их надули, то ли сами чего просмотрели, разводит руками Золотов, но наладить производство не получилось. В здание же, в поселке Первомайский под Тулой, чтоб не пустовало, перевез свою типографию.

Однако в макулатурной теме Золотов не разочаровался: еще в 2003 г. в рассрочку выкупил у своих партнеров их долю – чуть больше трети от всех вложений, а в 2006 г. взял кредит и инвестировал в создание завода по переработке макулатуры более 1 млн евро. Новое оборудование приобрел в Корее. Сырье для переработки «Шар» не только закупает, но и использует собственные отходы. Влезать в долги было непросто, но предприниматель верил в перспективы такого производства. Как следует бизнес заработал только в начале 2008 г.

«Помог мне выйти на этот рынок птичий грипп. На волне эпидемии ведомство Геннадия Онищенко запретило производителям яиц многоразовое использование упаковки. Естественно, это привело к дефициту упаковки и мгновенному повышению цены с 75 коп. до 2 руб. за штуку», – рассказывает Золотов.

Практически весь рынок упаковки для яиц, по словам предпринимателя, поделен заводами, выпускающими тару из формовочной бумажной массы еще с советских времен. Конкуренты в этом сегменте – китайцы с упаковкой из вспененного полистирола.

«После того как появилось оборудование китайского и корейского производства, рынок стал доступнее для небольших производителей, которые все-таки не могут составить конкуренции крупным игрокам и чаще работают на локальных рынках, – прокомментировал ситуацию источник в одном из крупнейших российских игроков рынка упаковки. – На долю небольших производителей приходится и производство неспецифической продукции из формовочной бумажной массы. К примеру, упаковка для ламп накаливания, вставки для обуви, производство вкладышей для стаканов, упаковка для фармацевтики и т. п.».

Умная картонка

«У нас практически у единственных в стране есть оборудование по производству пресс-форм для бумажной массы. В России пресс-формы не производят. А импортные не только дороги, но еще и неудобны: если что-то не подойдет, доработка занимает много времени», – раскрывает тонкости бизнеса Золотов.

Золотов не ограничился одним станком, а создал отдел НИОКР, который экспериментирует и предлагает различные виды изделий из бумажной массы. По словам Золотова, найти специалистов в этой области крайне сложно. Он отправлял своих технологов учиться за рубеж. «Шар» первым предложил рынку упаковку для перепелиных яиц, аналогичную упаковке для яиц куриных (до этого разделения на ячейки в упаковке были картонными). Выпускают упаковку для фармацевтики. Оборудование позволяет отлить защитную тару практически под любые виды изделий. На НИОКР Золотов ежегодно направляет 3–5% от оборота.

В 2011 г., по расчетам Золотова, совокупный оборот компании достигнет 230 млн руб. Из них более 75% приходится на полиграфию и около 25% – на комплекс по переработке макулатуры.

«Производителя упаковки мы искали по соотношению цены и качества, – говорит Валентина Головина, директор фармацевтической компании «Верофарм». – С «Шаром» сотрудничаем уже больше пяти лет. Они предлагают не только высокое качество и хорошую цену, но и всегда оперативно реагируют на все наши запросы».

Ангелы и шарики

Кабинет Золотова сейчас заставлен бумажными разноцветными ангелочками и смешариками. «Но это не совсем папье-маше, – говорит Золотов, – мы предлагаем уже отлитые бумажные формы. Детям надо будет склеить половинки, вырезать из упаковки контур и раскрасить».

Предприниматель рассказывает, что уже давно хотел придумать какие-нибудь игрушки из бумаги. Толчком послужила поездка в Мексику. Там он увидел, как дети с родителями вместе раскрашивают фигурки из глины. Технологии, которыми владеет «Шар», позволяют делать из прессованной бумаги почти любые фигурки.

«Это очень перспективная разработка и будет иметь успех на рынке, – убежден Вадим Чесноков, представитель компании «Новый диск» (дистрибуция товаров для детей). – Ставка первоначально сделана на развивающийся сегмент рынка и на известный бренд, узнаваемый потребителями, поэтому продукт будет хорошо продаваться». По словам Чеснокова, готовность поставить на полку «Шар-папье» уже достигнута с такими сетями, как «Детский мир» и «Дочки и сыночки». И обсуждается возможность реализации через «Ашан» и «Азбуку вкуса». «Благодаря доступной цене и яркой упаковке эти наборы можно продавать и через уличные киоски и небольшие магазины», – добавляет Чесноков.

Первыми Золотов вывел на рынок «Смешариков», лицензия на использование раскрученного бренда стоила ему 600 000 руб. К Новому году «Шар-папье» начнет продавать рождественские наборы, в которых будут заготовки для колокольчиков, звездочек, шариков и сердечек. И набор из двух ангелов Мальма. «Имя у ангелов – от глагола «малевать», – смеется предприниматель.

«Мы не продавали бы права на использование бренда «Смешарики», если бы не были уверены в успехе продукции, – признается Светлана Поддубная из Агентства по управлению правами «Мармелад медиа». – Идея замечательная».

В конце ноября неугомонный Золотов проводит в Туле фестиваль «Шар-папье», на котором малевать бумажные игрушки будут не только дети, но и серьезные художники.

А у дочери Золотова Екатерины появилась идея вывести бумажных ангелов на европейский рынок: она в следующем году возглавит открывающееся в Чехии представительство «Шара».