Статья опубликована в № 3037 от 09.02.2012 под заголовком: Ель, значки и хомячки

Для продуктивной работы одной зарплаты недостаточно

Чтобы настроить сотрудников на продуктивную работу, одной зарплаты недостаточно. И работодатели уже поняли, что в некоторых случаях денежные премии эффективнее конвертировать в аллеи именных деревьев или медали из драгметаллов

Три года назад на всех предприятиях компании «Сибур» заработала программа признания достижений сотрудников, получившая название «Лучшие «Сибура». Участвовать в ней могут как рабочие, так и административно-управленческий персонал, пояснила Любовь Елисеева, начальник отдела корпоративной культуры компании. «На каждого человека заводится личная книжка, в которую ему начисляются баллы за успехи», – рассказывает она. Баллы можно заработать, если человек сумел проявить себя лидером в экстремальной ситуации (например, один из победителей прошлого года предотвратил аварийную ситуацию на производстве), если он проявляет командный дух, поддерживает новаторские идеи на заводе и принимает участие в различных корпоративных конкурсах. К примеру, за участие в конкурсе рационализаторских предложений работник получает один балл, а за победу в нем – три балла, поясняет Елисеева. Шансы попасть в «лучшие» увеличиваются, если рабочий готов стать для кого-то наставником: за каждого ученика из кадрового резерва он получает по два балла, а если подопечный продвигается по службе – еще три балла. Когда на завод приходят новые сотрудники, можно стать куратором одного из них и получить за это два балла.

В конце года подводятся итоги: на заводе выбирают 5–10 лучших сотрудников, которых поощряют памятными сувенирами, именными подарками от гендиректора предприятия либо предоставляют им несколько дней дополнительного отдыха или трехдневный отдых в санатории. На последнем этапе от каждого завода выбирается по одному победителю, который приезжает в Москву на празднование дня рождения компании, и в этот день ему вручают главный приз – маленький значок из чистого золота с надписью «Лучший «Сибура».

«Обычно работодатели вспоминают о внутренней мотивации сотрудников в ситуации, когда людей необходимо заставить участвовать в улучшениях или повысить производительность», – говорит Вячеслав Болтрукевич, старший преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ.

Например, в банке «Хоум кредит» считают, что мотивационная программа банка «На пути к Олимпу», которая начала работать с июля прошлого года, как раз отвечает этой цели. «Это не соревнование между отделами и людьми, а возможность для каждого человека улучшить собственные результаты», – пояснила Галина Вайсбанд, вице-президент по управлению персоналом «Хоум кредита». В банке придумали внутреннюю валюту – «хомячки» – и предложили людям расплачиваться ею в специальном интернет-магазине. «Чтобы получить «хомячки», нужно проявить активность, причем задачи перед участниками программы каждый раз меняются, – говорит Вайсбанд. – Например, в прошлом году программа была заточена под продажи депозитов – за каждый привлеченный сверх плана 1 млн руб. в депозитах сотрудник получал 100 «хомячков». Один «хомячок» соответствует 10 руб. В магазине банка продают не только ручки, чашки, тостеры и флешки. Купить также можно автомобиль «Шкода» стоимостью 70 000 «хомячков», и один претендент на него уже есть – сотрудник из отдела продаж, накопивший 43 000 «хомячков».

А на заводе «Ижнефтемаш» для поощрения лучших этой зимой заложили аллею «золотого фонда». Из елей и берез, рассказал исполнительный директор завода Игорь Мочалин. Каждое дерево получило именную табличку – в честь ветерана, проработавшего на предприятии больше 35 лет: таких за 55 лет существования завода набрался 51 человек. «Каждый квартал таблички будут меняться – так мы дадим возможность отличиться каждому рабочему», – отметил Мочалин, пояснив, что для этого достаточно проработать на предприятии год, не иметь ни одного дисциплинарного взыскания, выполнять план, выказывать лояльность, но главное – вносить рацпредложения. По мнению Болтрукевича, такого рода программы не самые эффективные: на дерево интересно посмотреть от силы два раза. Для рабочих гораздо полезнее проводить внутренние конференции по обмену опытом или профессиональные конкурсы, отмечает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать