Поступающих на MBA в Европе становится все меньше

Интерес к западному диплому MBA в России за последние пять лет вырос более чем наполовину – россияне теперь на третьем месте в Европе по числу его приверженцев. Во многих других развитых странах спрос, напротив, снижается или не растет
М.Стулов/ Ведомости

Российские граждане для поступления в прошлом году на программы бизнес-обучения сдали 4626 тестов GMAT (обязателен для поступления в большинство бизнес-школ) – по данным принимающей его компании Graduate Management Admission Council (GMAC). В среднем один россиянин пересдавал тест 2,3 раза, поэтому желающих получить западное бизнес-образование в ближайшие пять лет – столько действуют результаты теста – было 2011 человек.

Всего за последние пять лет, с 2006 г., число сдавших GMAT россиян выросло на 64%. По динамике роста сданных тестов наша страна вошла в тройку лидеров. В целом в Европе спрос на бизнес-обучение после кризиса также сильно вырос (см. таблицу), но главным образом за счет немцев и итальянцев, в остальных странах он находится на том же уровне, а в двух даже упал. GMAC анализирует цифры по всему миру с опозданием почти на год – данные за 2011 г. будут в конце этого года. По предварительной информации, за прошлый год сдали тест 18 698 жителей Западной Европы, год назад их было 18 559, в 2006 г. – 13 022 человека. Что, в принципе, отражает тенденцию роста желающих поучиться в бизнес-школе в периоды кризиса и нестабильности на рынке труда, отмечают аналитики GMAC в своем докладе.

В последние несколько лет GMAC констатирует рекордное число сданных тестов. Исторический максимум (за все время существования GMAT с 1954 г.) был достигнут в 2009 г., на следующий год это число сократилось на 1634 человека – до 263 979 человек, говорится в последнем отчете The World Geographic Trend Report.

По-прежнему самые активные – американцы (48,13%), хотя в последние годы их спрос снижается (с 117 321 человека в 2007 г. до 116 546 в 2011 г.), зато растет востребованность бизнес-обучения у жителей Восточной и Юго-Восточной Азии (рост – 18,96%) и Центральной и Южной Азии (рост – 11,2%).

Директор MBA-программ International University of Monaco Марика Тэсоф объясняет спрос на бизнес-образование со стороны жителей Азии высокими темпами роста экономики, которые наблюдаются в этих странах в последние годы. «В этом регионе школ немного, а диплом MBA по-прежнему является необходимым условием успешной карьеры, – говорит Тэсоф. – Европейский рынок, напротив, вступил в полосу зрелости, для которой характерны высокий уровень конкуренции, незначительная разница в рыночных предложениях игроков и диктатура клиента. Если все это наложить на продолжающийся в Европе финансовый кризис, то очевидно, что ожидать роста желающих поступить на full-time MBA-программу не стоит». С другой стороны, Тэсоф рада, что теперь участники ее программ состоят на треть из европейцев и еще по трети – африканцы и жители Азии. Такой интернациональный состав обогащает всех участников программы новым опытом, говорит она.

Бернар Романантсу, ректор школы бизнеса HEC Paris, не считает снижение популярности GMAT в некоторых развитых странах долгосрочной тенденцией. В лучших школах бизнеса мира, в том числе в HEC Paris, № 1 европейского бизнес-образования по рейтингам Financial Times, с набором проблем нет, уверяет он. Но эта временная тенденция может усилить конкуренцию на рынке, предполагает он.

Магистратура популярнее

Другой интересный тренд – падение спроса на программы MBA в школах бизнеса США, в которые подают документы более половины всех желающих со всего мира. О снижении количества полученных заявлений на двухгодичные программы MBA, по данным исследования Application Trends Survey компании GMAC, заявило 67% школ США. В целом количество заявлений на программу MBA в прошлом году по сравнению с 2010 г. упало на 10%. В то же время спрос на магистратуру в области финансов и менеджмента, наоборот, растет. По 83% программ магистратуры в области финансов и 69% программ по менеджменту зафиксирован рост числа заявлений в 2011 г. Спрос на программы Executive MBA уменьшился по сравнению с 2010 г., но вырос по сравнению с 2009-м.

Падение популярности программ формата full-time MBA вызвано неготовностью людей, имеющих работу, терять ее, уезжая учиться на год в Европу (столько длится большинство программ европейских школ бизнеса) и на два года в США, считает Анастасия Коршунова, директор по маркетингу и продажам в России Vlerick Leuven Gent Management School. Поэтому спрос меняется не только в пользу более коротких и дешевых программ типа магистратуры, но и в сторону модульных краткосрочных курсов и тренингов, позволяющих сочетать профессиональную деятельность с обучением.

Эксперты GMAC считают, что сейчас наиболее благоприятное время для подачи заявлений на программы MBA: заявок на поступление меньше, поэтому поступить в некоторые школы менеджмента будет проще, чем раньше. Растущий спрос на программы магистратуры по менеджменту и финансам связан с тем, что они дешевле, чем программы MBA (первые стоят до 30 000 евро или столько же долларов, вторые – от 45 000 евро и $70 000).