Можно ли научиться лидерству?


Можно ли научиться лидерству? Эта тема волновала людей с древнейших времен, но до сих пор четкого ответа на этот вопрос не существует. Не так давно девушка по имени Сара задала этот вопрос членам одной из международных HR-групп на Linkedin. Сообщество взорвалось комментариями: люди со всего мира делились своими мыслями и соображениями на протяжении почти двух месяцев. Я не могу припомнить, чтобы какая-то другая тема вызвала столько интереса, споров и эмоций.

 

Мнения разделились практически в равных пропорциях следующим образом:

 

  • Нет! Лидерству научиться нельзя, это врожденное качество. Лидерство заложено в ДНК, в генах человека. Вы можете увидеть лидера в песочнице. Лидерская харизма – это божий дар, и у того, кто этого дара лишен от рождения, никогда не получится стать лидером.

  • Да! Каждый человек может научиться лидерству. Лидерство – это навык. Хороший наставник или американская армия любого научат лидерству. (Мне невольно вспомнилась Верочка из «Служебного романа»: «Ну, понимаете, можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного»).

  • Истина посередине! Лидерство – это не данность. Если в человеке изначально присутствует лидерский потенциал, то его можно и нужно развивать. Формула Лидерства – это Потенциал х Опыт х Желание.

    Я не думаю, что каждый ребенок, ловко командующий другими малышами в песочнице, обязательно вырастет в настоящего лидера. Не каждый солдат вырастает до генерала. И самый прекрасный наставник не сможет вылепить лидера, если исходный материал не является подходящим. Хотя, конечно, на запальчивый вопрос одного из сторонников первого подхода «Кто же, по-вашему, учил Александра Македонского?» приверженцы второй точки зрения дали достойный ответ: «Александра учил Аристотель». Мне наиболее близка последняя точка зрения: если у человека есть правильные задатки, пусть не идеальные, и присутствует желание развиваться, то с помощью практики и обучения он имеет хорошие шансы стать лидером. Оскаровский лауреат прошлого года – фильм «Король говорит» как раз об этом.

     

    Что же отличает настоящего лидера? Посмотрим на высказывания известных людей на эту тему. «Вы должны воплощать ту перемену, которую хотите произвести в мире» (Ганди). «Лидер продает надежду» (Наполеон). «Мечтай, словно будешь жить вечно» (Cтив Джобс). «Если Вы считаете себя лидером, оглянитесь и посмотрите, сколько человек следует за Вами» (Амбани).

     

    Лидер – это тот, кто обладает видением будущего, у кого есть своя собственная идея, а также смелость и воля ее продвигать, тот, за кем следуют люди, привлеченные и самой идеей, и личностью лидера.

     

    Однажды я наткнулась на интересное исследование на тему, какие компетенции встречаются у людей реже всего и какие компетенции критичны для успеха руководителей высшего уровня. Самые редкие и самые нужные для успеха качества практически совпали. Список включал в себя видение цели, креативность, инновационность, стратегическое мышление, способность работать в условиях неопределенности и умение мотивировать команду.

     

    Согласно глобальному опросу компании Kenexa, только 38% сотрудников считают своих лидеров эффективными, но зато мотивация тех, кто так считает, повышается в пять раз. По итогам 15-го PwC-опроса руководителей крупнейших стран мира, две трети руководителей сказали, что они намерены растить лидеров внутри своих компаний, а не привлекать их извне. Стратегия нашей компании также направлена на привлечение молодых сотрудников и развитие будущих лидеров изнутри. Большинство партнеров-владельцев бизнеса PwC пришли в нашу компанию со студенческой скамьи. Мы развиваем лидерские качества на всех уровнях карьерной лестницы. На младших позициях лидерство проявляется в инициативности, активном вкладе в успех команды, углублении экспертизы и обмене знаниями, а на старших – в создании новых продуктов, идей и в воспитании нового поколения «звезд». Партнеры часто спрашивают: «Он лидер? А кого он вырастил?»

     

    Многим известна формула развития «70–20–10», согласно которой 10% успеха обеспечивается классическим обучением, 20% успеха зависит от наблюдения и наставничества, а остальные 70% – от опыта и практики. Когда я впервые услышала об этом подходе, я подумала, что отдел по обучению расхотел работать. Потом я вспомнила, как я научилась водить машину: прошла курсы (10%), покаталась с инструктором (20%), но реальный навык появился только тогда, когда я стала сама ездить каждый день на работу и с работы (70%).

     

    В PwC мы активно инвестируем в образование наших сотрудников, предоставляя им различные возможности обучения профессиональным знаниям и управленческим компетенциям через семинары, лекции, спецкурсы, мастер-классы и сертификационные программы. Для сотрудников уровня менеджера и выше особое внимание уделяется тренингам, направленным на развитие коммуникационных навыков и навыков управления и мотивации, а также психологическим методикам. Настоящие лидеры должны понимать не только других, но и себя, поэтому мы используем обратную связь, собираем отзывы о работе сотрудников сверху вниз и снизу вверх по методу 360 градусов. Но самым важным элементом развития является реальная работа на клиентских проектах, в том числе на самых крупных, сложных и перспективных. Будущие лидеры вовлекаются в принятие стратегических решений, участвуют в обсуждении региональных инициатив вместе с партнерами. Для продвижения на высокие позиции существует такое требование, как cycle of experience, что означает, что сотрудник определенного уровня должен иметь разнообразный опыт работы и мультикультурного общения: в разных группах, в разных городах или странах, с разными типами клиентов, с разными лидерами.

     

    У претендентов на продвижение часто спрашивают: «Расскажите, каков Ваш стиль лидерства?» Есть много определений лидерских стилей. Мне нравится концепция, изложенная в книге Даниэля Гоулмана «Эмоциональное лидерство». «Приверженец идеалистического стиля лидерства воодушевляет людей, рисуя им привлекательный образ будущего. Лидер, отдающий предпочтение обучающему стилю, делает основной акцент на личном развитии сотрудника, а не на выполнении им конкретных задач. Лидер, использующий товарищеский стиль, создает гармонию путем сближения людей, что способствует повышению морального духа в команде. Демократический лидер активно вовлекает сотрудников в процесс управления и принятия решений. Амбициозный лидер, сосредоточенный исключительно на высоких результатах, стремится к достижению трудных целей и решению наиболее интересных задач. Авторитарный лидер, руководствуясь девизом «Выполняйте, потому что я так сказал», требует от подчиненных немедленного повиновения и не утруждает себя разъяснением смысла своих приказов». «Эффективные лидеры используют один или несколько стилей лидерства и искусно переключаются с одного на другой в зависимости от ситуации. Четыре из шести известных стилей лидерства – идеалистический, обучающий, товарищеский и демократический – способны зажечь, воодушевить людей, что приводит к повышению производительности, тогда как два остальных – амбициозный и авторитарный – хотя порой и нужны, но должны применяться с великой осторожностью», – суммирует Гоулман. Однако, даже используя разные стили, настоящий лидер сохраняет свою уникальность и индивидуальность и не предает свои ценности.

     

    В нашей компании мы отдаем предпочтение обучающему «коучинговому» стилю лидерства, основанному на взаимном доверии и направленному на раскрытие потенциала каждого сотрудника. Мы не только обучаем сотрудников методикам коучинга – коучинг является составной частью всей системы развития и оценки персонала в PwC. При этом не могу не признать, что часто, даже слишком часто, при обсуждении лидерства людям первым приходит на ум волевой и жесткий авторитарный стиль, «железная рука». Петр Устинов как-то сказал: «Качества, необходимые лидеру... По-немецки лидер – это фюрер». Но все-таки я думаю, что и фюрер, и Сталин, и Иван Грозный не соответствуют характеристикам настоящих лидеров современности. Да, они были могущественны и вершили судьбы стран и народов, но какая память о них осталась? Какие ценности они исповедовали? Хотели ли бы мы жить под руководством таких лидеров? Хотим ли такой судьбы для наших детей? Если нет, то нам нужно направлять свои усилия на развитие лидеров другого качества.