Основатель Best Buy закрыл глаза на секс-скандал - и поплатился должностью

Основатель Best Buy Ричард Шульце не обратил особого внимания на скандал, разгоравшийся вокруг отношений гендиректора компании Брайана Данна с подчиненной. В апреле уволился Данн, а теперь очередь дошла до Шульце.
Ричард Шульце/ Best Buy

Основатель крупнейшей в США сети магазинов бытовой техники и электроники Best Buy Ричард Шульце объявил о своей отставке с поста председателя совета директоров компании на волне скандала с генеральным директором компании Брайаном Данном. В начале апреля тот внезапно покинул пост из-за внутреннего расследования, связанного с его отношениями с одной из сотрудниц компании. Официально Данн объяснял, что ушел по взаимному согласию, так как «настало время для новых лидеров». Позже компания признала, что «внимание совета директоров привлек ряд эпизодов личного поведения господина Данна, не относящихся к деятельности компании или финансовым аспектам ее работы».

В понедельник Best Buy заявила, что внутреннее расследование показало: Данн «пренебрегал внутренними правилами компании, установив крайне тесные отношения с одной из сотрудниц компании, что оказало негативное влияние на рабочую атмосферу». А Ричард Шульце «действовал неверно, когда не донес эту информацию до аудиторского комитета [совета директоров]» в декабре 2011 г., когда скандал вокруг отношений Данна с подчиненной, которая на 20 лет младше него, только разгорался.

В итоге совет директоров решил, что роман Данна доказал его «весьма скудную рассудительность и недостаток профессионализма». Но к чести Данна надо отметить, что совет директоров уверен: Данн не позволил себе использовать в личных целях ресурсы компании, в том числе корпоративный самолет, в чем его начали было подозревать.

В итоге после ежегодного собрания акционеров 21 июня председателем совета директоров должен стать Хатим Тайби, который с 1998 г. работает независимым директором Best Buy. А Ричард Шульце станет почетным председателем.

История Best Buy началась в 1966 г., когда Шульце вместе с партнером взяли кредит на сумму $9000 и купили небольшой магазинчик аудиоаппаратуры в городе Сент-Пол, штат Миннесота. Бизнес поначалу пошел – через год у них было три магазина, а общий объем продаж вырос до $1,7 млн. Но в самом начале напарники допустили просчет. Магазины были сориентированы на слишком узкий сегмент покупателей – молодежь от 18 до 25 лет. К концу 1970-х гг. компания еле выдерживала конкуренцию с другими сетями, а к 1980 г. активно готовила документы для обращения в суд за защитой от кредиторов.

Шульце пошел на риск. Он расширил ассортимент и изменил корпоративную стратегию. Напряженные переговоры с кредиторами привели к тому, что ему предоставили под залог товаров кредит на $100 000.

Ставка сработала. За два года продажи Best Buy выросли с $9 млн до $28 млн.

С тех пор Шульце не раз приходилось справляться с кризисными ситуациями. Например, в начале 1990-х гг. он решил, что когда торговые агенты живут за счет комиссионных, то они слишком давят на клиентов, что плохо отражается на продажах. Он перевел торговых агентов на фиксированную зарплату, не обращая внимания на вал критики со стороны аналитиков, акционеров и собственных топ-менеджеров. Акции компании пошли вниз, ряд поставщиков вроде Sony, Mitsubishi и Kenwood разорвали контракты. Но через полгода тактика себя оправдала: продажи пошли вверх, а поставщики вернулись.

Не менее напряженным выдался и 1995 год. Best Buy тогда была второй на американском рынке бытовой электроники и делала ставку на предрождественские продажи компьютеров. Но расчет оказался неверен. На складах скопилось непроданных PC на $300 млн, да еще как назло производители выпустили новое поколение персональных компьютеров. По совету консультантов из Andersen Consulting Шульце отказался от планов расширения компании, сузил ассортимент и нанял вместо пары десятков старых топ-менеджеров новых, на меньшую зарплату.

Использованы материалы Financial Times и The Wall Street Journal