Кадры волнуют предпринимателей больше, чем претензии контролеров

Желание избежать чрезмерного внимания со стороны чиновников – главная причина ухода бизнеса в тень. Но аргументов в пользу работы по закону все-таки больше, считают предприниматели
С.Портер/ Ведомости

Главным аргументом в пользу ведения бизнеса вбелую предприниматели называют необходимость конкурировать за квалифицированный персонал, выяснили аудиторско-консалтинговая компания BDO и Ассоциация менеджеров России (АМР), опросившие топ-менеджеров более 30 российских крупных и средних компаний (см. врез). Важным, очень важным и скорее важным эту причину назвали 91,3% опрошенных. Топ-менеджеры должны были ранжировать по степени важности девять аргументов за ведение бизнеса в открытую и шесть – в пользу ухода в тень.

На 2-м месте по популярности – планы сделать компанию публичной. Важность этого аргумента отметили 88,5% респондентов. На 3-м – 73,1% – необходимость привлекать кредиты за рубежом. На 4-м и 5-м местах соответственно планы сотрудничать с иностранцами и привлекать кредиты в России.

Конкуренция за персонал в России очень высока уже 10 лет, она ослабела во время кризиса, но вновь усилилась полтора года назад, замечает директор по консалтингу Adecco Наталья Данина. У компаний, работающих по серым схемам, меньше шансов привлечь квалифицированного специалиста, согласна она: «Но не только потому, что они платят в конверте, – в таких компаниях меньше перспектив для профессионального роста». Например, грамотному финансовому директору в компании, работающей по серым схемам, только и остается, что скрывать документы с корректными финансовыми показателями, отмечает Данина.

Наиболее весомый аргумент в пользу ухода в тень – желание избежать слишком пристального внимания к бизнесу со стороны чиновников. Об этом сказали 42,3% топ-менеджеров. Следующие три причины: желание избежать неудобств, связанных с полной уплатой фискальных платежей (нежелание показывать все свои доходы очень важно для 23,08%), защита от рейдерских захватов и от «враждебных действий конкретных чиновников, связанных не со служебной деятельностью последних, а с их неслужебными мотивами» (по 19,23%).

Административные барьеры, в появлении которых часто виноваты чиновники, действительно одна из самых серьезных проблем, ухудшающих инвестклимат, отмечает замминистра экономического развития Сергей Беляков: «Правительство это осознает и за последние годы приняло меры по снижению барьеров на законодательном уровне, в частности – сокращены количество лицензируемых видов деятельности и возможности проведения внеплановых проверок». Но есть проблема с некоторыми чиновниками, использующими контроль за бизнесом в корыстных целях, говорит он.

Прозрачность компании поможет ей при проверках госорганов, скажется на цене бизнеса при его продаже и доступе к госзаказу, считают респонденты. Оказывает существенное влияние и аргумент, что «в наших кругах принято вести бизнес прозрачно». Замыкают рейтинг два довода против работы по закону. Лишь на 14-е место предприниматели поставили стремление уменьшить обязательства перед сотрудниками и отчисления в социальные фонды. На 15-е – нежелание тратить силы и время на корректное ведение учета и оформление различных документов.

Хотя фактор страховых взносов оказался внизу рейтинга, из этого не следует, что предпринимателей, особенно средний бизнес, устраивает уровень фискальной нагрузки, считает заместитель гендиректора по стратегическому развитию BDO Ирина Базилева: «Однако на данном этапе для них важнее привлечь квалифицированных специалистов». Результаты исследования избавляют от стереотипа, что бизнес в России по-прежнему ведется по серым схемам, считает президент АМР Дмитрий Зеленин: «Например, все больше компаний стремятся на IPO и внедряют принципы открытости и прозрачности для всех заинтересованных лиц».

По данным Росстата, объем теневой экономики в России сократился с 22–23% ВВП в 1995–1996 гг. до 15% в 2011 г. Большинство мер, принятых государством за последние годы, способствовало выходу бизнеса из тени, например введение упрощенной системы налогообложения для малых и частично средних предприятий, согласен первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Кроме одной меры – повышения страховых взносов».