Качество образования по экономике и менеджменту оценят работодатели, профессиональные сообщества и ассоциации


Минобрнауки обратилось в Ассоциацию ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) с предложением разработать концепцию и методологию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования по экономике и менеджменту, сообщил «Ведомостям» председатель совета АВРЭМ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятый 18 декабря во втором чтении депутатами Госдумы, предусматривает не только общественную аккредитацию образовательных организаций, но и профессионально-общественную аккредитацию программ, под которой понимается признание качества и уровня подготовки выпускников.

Основные проблемы профессионально-общественной аккредитации, по мнению директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александра Соболева, - низкая мотивация образовательных учреждений к прохождению аккредитации, отсутствие развитой сети экспертных центров, проводящих аккредитацию, и недостаточное развитие законодательства в сфере профессионально-общественной аккредитации.

Для решения этих вопросов Ярослав Кузьминов предлагает оценивать качество программ в виде, близком к профессиональному экзамену. Но создавать такую систему надо вместе с профессиональными ассоциациями работодателей, уверен он. АВРЭМ решила учредить Наблюдательный совет ассоциации, в который помимо РСПП, Ассоциации менеджеров России, ТПП, «Опоры России» и Деловой России, а также Ассоциации российских банков решено пригласить профессиональные ассоциации в смежных к экономике и менеджменту областях (аудиторы, бизнес-консультанты, маркетологи, HR-специалисты, логисты).

Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин пока не получил приглашения от АВРЭМ, но поддерживает идею участия работодателей и професиональных сообществ в системе оценки качества образования. Но без профессиональных стандартов обучения, которых нет по многим специальностям, в том числе для маркетологов, это сделать сложно, добавляет он. (Сейчас по заданию правительства АСИ делает эту работу. - «Ведомости»). Важно также, чтобы оценка качества была добровольной и объективной, а не в пользу каких-то конкретных вузов, и если ассоциация думает так же, то Гильдия маркетологов поучаствует в проекте, говорит Березин.

Проректор НИУ ВШЭ, член рабочей группы по разработке системы оценки качества образования АВРЭМ Сергей Рощин обещает, что первые реальные контуры системы оценки будут обсуждены со всеми заинтересованными сторонами уже в I квартале следующего года. Оценка программы будет строиться на нескольких измерениях, причем не только на контроле образовательных результатов в конце обучения, но и в процессе.