Как оценивают счастье сотрудника работодатели

Почему не все работники счастливы зарплатой, соцпакетом, коллективом и корпоративной культурой компании
Fotolia / PhotoXPress

Устраивая в феврале опрос 300 менеджеров среднего и высшего звена российских и иностранных компаний, специалисты агентства «Контакт» хотели выяснить, счастливы ли их респонденты на рабочем месте. Оказалось, что 51% (возраст большинства из них — 29% — составил 30-35 лет) полностью устраивает их текущий карьерный рост, 60% — отношение руководства к ним и их работе, 47% — задачи, которые приходится ежедневно выполнять, 54% — корпоративная культура компании, 65% — коллектив, в котором они работают, еще столько же — график работы и 50% — благоустройство офиса. О счастье никто не сказал ни слова.

«В компаниях, которые стараются строить бизнес с человеческим лицом, принято мониторить удовлетворенность сотрудников, — говорит Владимир Сметанников, консультант консалтинг-центра “Шаг”. — Это, с одной стороны, показывает, что руководству небезразлично эмоциональное состояние людей. С другой — они собирают информацию для создания эффективной мотивационной программы. Другое дело — выбор инструментов мониторинга. Я видел разного рода анкеты — большие и маленькие, витиеватые и простые. Но анкета не может дать объективной картины, потому что тема уж очень личная».

«Мы раз в два года проводим замеры настроений сотрудников и предлагаем заполнить анкеты», — рассказывает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль». Но результаты мониторинга нельзя использовать как 100%-ное руководство к действию: люди часто опасаются высказывать запросы. «Некоторым хотелось бы как можно проще работать — больше праздников, больше развлечений, меньше отчетов, — говорит Эльдарханова. — Но мы рассматриваем пожелания, которые действительно могут облегчить жизнь людей: например, удлиненный отпуск, гибкий график работы, организация спортивных занятий в офисе».

«Лично я чувствовал себя счастливым в разные периоды рабочей жизни, — рассказывает Андрей Мудрый, бизнес-тренер, эксперт по продажам. — Сначала это были сложные проекты — интересно было проверить себя. Потом мотивировал высокий уровень ответственности, когда мне была предоставлена свобода действий, и в то же время я понимал всю серьезность своих решений. По его мнению, связка «работа — счастье» может быть в любых профессиях, предлагаемый же набор в опросе — «зарплата, соцпакет, коллектив и т. д.» — слишком упрощен.

«В моей практике были примеры, когда “ужесточение” условий работы — более четкий KPI, постоянный мониторинг результатов и строгая их оценка — сопровождалось повышением уровня вовлеченности и удовлетворенности сотрудников», — рассказывает Анна Бурова, директор по стратегическому развитию персонала ГК «Связной».

«Если человек выбрал не свою профессию, то ни высокая зарплата, ни дружный коллектив не сделают его счастливым, — уверена Ирина Тименцева, руководитель кадровой службы АКБ «Ланта-банк».

«Чем больше денег платят за нелюбимую работу, тем больше ее ненавидишь, — соглашается Евгений Костючик, начальник управления стратегии и проектов финансовой корпорации “Уралсиб”. — В наше время не более 5% людей занимаются любимым делом, и лишь половине из них любимая работа дает стабильный доход».

Самый лучший способ узнать об удовлетворенности человека — поговорить с ним, уверен Сметанников. Причем это задача не HR-менеджера, а непосредственного руководителя.

«Но важнее всего, какой смысл вкладываешь в работу: кто-то, как в притче, “таскает камни”, а кто-то “строит храм”, — уверен Сметанников. — Как говорил Сократ, неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. Поэтому я бы предложил помериться смыслами, а не соцпакетами».

Эта публикация основана на статье «Помериться смыслами» из газеты «Ведомости» от 27.02.2013, № 33 (3295).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать