Как выживают оптимизаторы интернет-поиска

Никита Андросов создал компанию Ingate, когда интернет в России только начинал развиваться и рынок был пуст. А через несколько лет ему пришлось срочно масштабировать бизнес, чтобы выжить, потому что рынок стал слишком полон
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Андросов хочет, чтобы в его компании работали люди с приятными лицами и смелыми идеями
Д. Абрамов / Ведомости
Палкин попался

4. дня официально проработал в Ingate Никита Палкин и был задержан с поличным при попытке продажи информации, сообщалось в официальном релизе Ingate от 17.06.2011. Палкина доставили в управление экономической безопасности по г. Москве, где тот признал, что ранее разослал компаниям – участникам рынка SEO письмо с предложением продать ворованные данные. Цена информации не обговаривалась.

Кто владелец

По данным ЕГРЮЛ на 12.07.2004, акционерами компании Ingate являлись Никита (60%) и Татьяна (40%) Андросовы. По утверждению Андросова, он и сейчас держит контрольный пакет акций.

В студенческие годы Андросов работал по программам обмена студентами в США – системным администратором малого бизнеса. Занимался настройкой телекоммуникационного оборудования и компьютерных сетей. Параллельно он учился на юриста в Тульском государственном университете, но компьютерами увлекался с 12 лет и знал их как свои пять пальцев. Его рабочий день в Америке начинался рано: каждый день молодой человек вставал в пять утра и работал допоздна, потому что надо было на что-то жить. Его рабочая неделя составляла 110 часов. «Тогда я понял, как надо работать, чтобы добиться результата», – усмехается Андросов. Он до сих пор считает, что секрет успеха любого бизнеса заключен в формуле «упорство плюс компетенции».

Набор дипломов

У Андросова целый набор дипломов. Помимо Тульского университета он закончил факультет компьютерных наук Родайлендского университета в США, компьютерные курсы Microsoft и учился в нескольких школах MBA, включая РАНХиГИС, Уортонскую и Гарвардскую. «Образование пригодилось», – отвечает он коротко на вопрос, зачем нужно столько дипломов. Он и своих сотрудников постоянно заставляет учиться и повышать компетенции. В его компании существует корпоративная школа обучения, где проходит до 70 тренингов в год.

Свой бизнес Андросов создал в 2001 г. Юриста из него не вышло – душа не лежала к профессии, – и он вернулся в сферу IT. Сначала его компания Ingate занималась разработкой сайтов. На Западе в то время уже лопнул интернет-пузырь, а в России интернет-эпоха только начиналась. Разработка сайтов была востребована, и, хотя Андросову приходилось много ходить по разным компаниям и предлагать свои услуги, клиенты нашлись быстро.

В открытие бизнеса он вложил $25 000, которые скопил за предыдущие три года работы. «Суммы хватило сполна. Я еще и машину на эти деньги купил», – с улыбкой вспоминает предприниматель. Прибыль появилась на второй год. А к 2004 г. штат компании составлял уже 40 человек. Ingate вышла в лидеры рынка продвижения сайтов. Но в этот момент возникли первые сложности. Выяснилось, что клиентам теперь нужны не просто сайты. Им нужны сайты, привлекающие внимание клиентов. И Андросов задумался о расширении бизнеса.

В очередных воротах

С английского название компании Ingate можно перевести как «во вратах». Когда Андросов создавал компанию, у него возник романтический образ человека, который стоит в гигантских воротах и смотрит вперед. «Ты проходишь одни ворота, а за ними сразу стоят другие и хочется идти дальше, потому что интересно, а что же за ними. Бывают ворота, которые пройти сложно, но мы прошли их уже очень много», – говорит Андросов.

В 2005 г., оказавшись в очередных «воротах», Андросов принял решение вместо разработки заняться оптимизацией сайтов. Кроме того, молодая компания нуждалась в опытных топ-менеджерах. Но люди с необходимыми компетенциями стоили на рынке очень дорого. Тогда Андросов принял решение специализироваться пока на услугах SEO и растить руководителей внутри компании. Сейчас на четырех высокоуровневых менеджеров Ingate приходится только один, взятый со стороны. Многие шли к этой позиции по четыре года, а то и по восемь лет.

До 2011 г. компания реинвестировала все деньги в развитие. Сегодня она представляет собой вертикально-интегрированный холдинг: ряд бизнес-единиц, крупное цифровое агентство, специализирующееся на услугах поискового маркетинга и маркетинга в социальных сетях, а также технологическая компания Ingate Development, разрабатывающая веб-сервисы для маркетологов, автоматизированного продвижения сайтов, мониторинга социальных сетей и СМИ и потребительские сервисы.

По словам Андросова, в последние три года оборот рос трехзначными цифрами и сейчас достиг $60 млн в год. Рентабельность составляет 20–30%, это неплохой показатель для интернет-бизнеса. В штате Ingate работает уже 600 человек. Минимальная сумма контракта компании – 50 000 руб. в месяц, средняя – 120 000 руб. в месяц.

Игроки наперечет

Рынок услуг SEO считается высококонкурентным, но крупных игроков на нем немного. Несколько лет назад компании с числом сотрудников свыше 100 человек составляли 5% от общего числа SEO-компаний и с того времени ситуация изменилась не слишком, рассказывает Алина Хромова, руководитель направления маркетинга и рекламы Demis Group, компании – поставщика услуг поисковой оптимизации и продвижения сайтов. Она добавляет, что на рынке сейчас происходят консолидации и поглощения – в ответ на клиентские потребности, так как у мелких игроков не хватает ресурсов для производства качественного продукта.

На рынке поискового продвижения всего три-четыре крупных игрока, уточняет Илья Чернышев, управляющий партнер компании по созданию сайтов и продвижению брендов в интернете Design-Creator. «Конкурентное преимущество Ingate в том, что ее бизнес в отличие, скажем, от ее конкурента, корпорации РБС, сконцентрирован в двух городах: Туле и Москве. Это улучшает коммуникации внутри компании и позволяет сделать более качественный и быстрый просчет проекта. Иные компании по неделе делают предложения по проектам, а Ingate – сразу. Кроме того, в холдинге можно получить весь пакет услуг», – рассказывает Чернышев.

«За много лет сотрудничества мы только однажды оказались не совсем довольны работой Ingate», – рассказал Андрей Заславский, менеджер по цифровым коммуникациям «Peugeot Россия». Ситуация возникла после запуска нового сайта компании на русском языке. Сайт тогда стал терять позиции в поисковике, Peugeot была этим обеспокоена и даже стала платить Ingate меньше по контракту, требуя исправить случившееся. Ситуацию удалось выправить, и сейчас, по оценке Заславского, Ingate на 97–98% выполняет задачи по продвижению и поддержке сайта Peugeot.

«Но нельзя сказать, что мы слепо доверяем Ingate. Раз в два года мы проводим тендер и можем, если сочтем нужным, поменять обслуживающую компанию», – добавляет Заславский.

Крупные игроки рынка участвуют в одних и тех же тендерах, клиент выбирает себе наиболее подходящую компанию по цене и по предложенной стратегии продвижения, говорит Хромова из Demis Group. «Мы, например, никогда клиентов не обманываем. Если видим, что сможем продвинуть сайт за три месяца, а не за неделю, так и говорим, даже рискуя проиграть, – объясняет она и многозначительно добавляет: – Конечно, не все игроки ведут себя честно. Они сначала обманывают, а потом не могут удержать клиента».

Неприбыльные слухи

Главной проблемой своей компании Андросов считает неспособность быстро масштабировать бизнес, сохраняя при этом его устойчивость. Главный капитал компании – люди и их интеллект. «Невозможно развивать людей с чрезмерно высокой скоростью. Каждого сотрудника нужно учить год или два. Мы регулярно сталкиваемся с кризисом роста», – рассказывает предприниматель.

Андросов очень придирчиво набирает сотрудников в штат: помимо профессиональных компетенций оценивает и то, как потенциальный работник будет общаться с клиентами, какие у него жизненные ценности. Последнее важно. «В Туле половина компаний, которые работают в моем секторе, созданы моими бывшими сотрудниками», – усмехается предприниматель.

По словам Андросова, бизнес Ingate сейчас растет хорошими темпами, но без потерь не обходится. Так, в 2011 г. Ingate запустила сервис мониторинга сайтов, но через полгода стало понятно, что сервис прибыли не приносит. «Мы его не закрыли и сделали бесплатным. Но больше в него не вкладываем», – разводит руками предприниматель. На запуске сервиса Babkee (мониторинг слухов) компания потеряла 20 млн руб., которые инвестировала в его развитие. В итоге сервис оказался не таким удачным, как ожидалось.

Сейчас Ingate больше всего интересуют новые сервисы и направление мобильного маркетинга. А в долгосрочной перспективе, говорит Андросов, компания собирается выходить на зарубежные рынки. В 2012 г. было создано подразделение Ingate Global, которое предлагает услуги британским и американским компаниям, планирующим выйти на российский рынок. Сейчас у Ingate уже появились клиенты в Великобритании, США и Южной Африке. «Я хотел бы видеть Ingate глобальной компанией с российскими корнями, где работают люди с приятными лицами, думающие о том, чтобы сделать что-то большое, а не только о дате зарплаты», – заключает Андросов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more