Статья опубликована в № 3360 от 06.06.2013 под заголовком: Умелый топ-менеджер побеждает не числом

Умелый топ-менеджер побеждает не числом

В 2012 г. управленец международной компании обходился в среднем всего семью инструментами менеджмента, подсчитали в Bain. Двумя годами ранее этот показатель был на три больше. Ничего плохого в таком сокращении эксперты не видят
Fotolia / PhotoXPress

Хороший руководитель может решить поставленные перед ним задачи весьма небольшим числом инструментов управления, показало очередное исследование Management Tools and Trends 2013 международной консалтинговой компании Bain.

Если в 2006 г. компании, участвующие в регулярном опросе Bain, в среднем пользовались 15 инструментами, то в 2008 г. – уже 11, а в 2011 г. – 10. Но через два года это число еще сократилось, теперь до семи.

Два года назад сокращение среднего числа инструментов менеджмента, используемого международными компаниями, сами консультанты увязывали с последствиями экономического кризиса. В тяжелые времена, утверждали они, компании сокращают издержки на управление, а значит, неудивительно, что и среднее число инструментов в арсенале управленца международного класса уменьшается

Больше не значит лучше

Не то чтобы времена перестали быть тяжелыми. У руководителей международных компаний по-прежнему не все хорошо с уверенностью в завтрашнем дне. К примеру, больше половины (55%) не уверены, что сумеют выполнить план на 2013 г. Два года назад этот показатель был ниже.

Но стабильное сужение арсенала топ-менеджера не такая уж и плохая новость, считают консультанты. Сотрудники Bain не раз рекомендовали своим клиентам более избирательно подходить к процессу выбора инструментов управления, отметил Даррелл Ригби, старший партнер Bain и один из авторов исследования. Более того, статистика, собранная консультантами, показывает, что те руководители, которые концентрируются лишь на небольшом числе инструментов, зато используют их в полной мере, в результате оказываются более удовлетворены результатами, чем те, кто готов браться за большее число инструментов, но использует их возможности лишь частично, подчеркнул Ригби.

На что влияет популярность

За двадцатилетнюю историю исследований консультанты искали корреляции в самых разных, в том числе неожиданных, областях, но, например, никакой связи между популярностью используемых инструментов и финансовыми результатами компаний обнаружить не удалось, рассказал Ригби.

Зато, как показывает статистика, если какой-либо инструмент приносит реальные результаты руководству компаний, то популярность его со временем начинает расти. И наоборот, если одно из модных поветрий в области менеджмента показывает неудовлетворительные результаты, то со временем соответствующий инструмент выходит из моды, говорит Ригби.

В базовый список 25 инструментов менеджмента были включены те, которые удовлетворяют как минимум трем условиям, пояснил Ригби. Во-первых, инструмент должен быть релевантен для высшего руководства компании, во-вторых, обсуждаем в бизнес-прессе и, в-третьих, результаты его использования должны быть измеримы. Каждые два года базовый список слегка изменяется. В 2013 г. в нем впервые появились анализ больших объемов данных, устранение излишней сложности, бюджетирование с нулевой базой и измерения вовлеченности сотрудников. Причем последний инструмент мгновенно оказался в самой верхней части списка.

В первую пятерку самых популярных инструментов управления 2013 г. вошли стратегическое планирование, CRM, измерение вовлеченности сотрудников, бенчмаркинг и система сбалансированных показателей.

Причем чемпиона в глобальной выборке определить не удалось: первые три места разделили первые три инструмента.

Ленивый трудовой ресурс

Столь высокое внимание к вопросам вовлеченности персонала не удивляет Сергея Львова, генерального директора консалтинговой компании Axes Management. «Потому что работать больше никто не хочет», – поясняет он. Благодаря, например, возможностям интернета доступ к знаниям получили те, у кого его раньше не было, говорит он. Поэтому с тем, что люди могут, ситуация стала несколько лучше, чем 20 лет назад, утверждает он. А с тем, чего люди хотят, – намного хуже. Одной из главных проблем современных российских работодателей стал избалованный, ленивый трудовой ресурс, говорит Львов.

Ярче всего эта тенденция проявляется в Москве, подчеркивает Львов. Ни для кого не секрет, что дорогих избалованных москвичей на ответственных должностях встретишь нечасто. Да и современные молодые люди совсем не горят желанием идти по стопам своих отцов, говорит Львов. То есть проводить целые дни на работе: с раннего утра до позднего вечера, оставляя на общение с семьей и друзьями лишь по паре часов в день и еще во время отпусков и выходных. Нынешние 50-летние топ-менеджеры российских промышленных предприятий часто бывают удивлены тем, например, что в программе развития кадрового потенциала появляются пункты, учитывающие интересы сотрудников. Но мобильность персонала значительно повысилась, а лояльность упала. Самые талантливые подчиненные не собираются ждать годами, пока директор обратит на них внимание, утверждает Львов.

Большие задачи маленькой сети

У сети магазинов подарков LeFutur бизнес пока еще довольно маленький, а задачи поставлены очень большие, рассказал Александр Осадчий, генеральный менеджер сети. В штатном расписании центрального офиса числится около 10 человек. Возможностей делегировать все те полномочия, которые следовало бы делегировать, пока нет, утверждает Осадчий. Поэтому арсенал инструментов менеджмента, которым он пользуется, не слишком богат: это просто работа 20 часов в день семь дней в неделю, с тем чтобы достичь всех тех целей, которых можно достичь, утверждает он. И если довольно простая система CRM досталась Осадчему от предыдущего руководства и сейчас дорабатывается, то заниматься исследованиями вовлеченности сотрудников ему пока не довелось, рассказал он.

Если же спросить руководителей крупных российских компаний, какими инструментами менеджмента они пользуются и какие из них дают наилучшие результаты, то шансы получить четкий, структурированный ответ не слишком высоки, говорит Юрий Спекторов, партнер московского офиса Bain. Но это совсем не значит, что россияне умеют руководить хуже своих западных коллег, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать