Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова|Мария Подцероб

Женщины оказались успешнее мужчин по части привлечения инвестиций

Женщины успешнее мужчин собирают средства на новые проекты через краудфандинг, утверждают американские исследователи. Российские эксперты с этим готовы спорить. Но примеры успешно профинансированных женских проектов говорят сами за себя
А. Таранин

Более 3,3 млн руб. на новый фильм «Дело Андреевой» (про девушку, которая защищалась от насильника, убила его и была осуждена на семь лет) режиссер и сценарист Елена Погребижская собрала на краудфандинговой площадке Planeta.ru буквально за три дня. Около 2700 человек выразили желание профинансировать съемки, причем более половины отправили деньги просто так, выбрав опцию «без награды». Это второй для Погребижской опыт привлечения народного финансирования на документальные фильмы. Год назад она по совету маркетолога Татьяны Голубовской собрала средства на Planeta на фильм «Васька». Тогда за четыре месяца люди собрали на съемки 624 000, на 50% больше, чем просила автор.

«Было очень здорово понимать, что 3000 неизвестных мне человек готовы поддержать меня и мой фильм», - рассказывает Погребижская. Сбор средств на «Дело Андреевой» закрыли через неделю. Все средства сверх объявленного бюджета в 2 293 000 руб. было решено отдать семье Андреевой на погашение ущерба.

«Кстати, мы предполагали, что в силу тематики нового фильма Лены Погребижской бекерами [спонсорами] окажутся в основном женщины. Но мужчин и женщин примерно равное количество, 48 и 52% соответственно», - отмечает Катерина Чечулина, пиар-директор Planeta.ru.

Солидарность в действии

Женщины составляют менее 8% от общего количества гендиректоров в компаниях с венчурным капиталом. Однако есть сфера, в которой женщины однозначно опережают мужчин, - они лучше собирают финансирование на новые проектом посредством крауфандинга. К такому выводу пришли американские исследователи, проанализировавшие около 1500 проектов, размещенных на самой известной в мире площадке народного финансирования - Kickstarter. Kickstarter был запущен в 2009 г. За пять лет около 7 млн человек со всего света инвестировали в 68 000 проектов более $1 млрд.

На сайте Kickstarter посетители занимаются краудфандингом в обмен на вознаграждение. Среди зарегистрировавшихся компаний высокотехнологичные проекты, учрежденные женщинами, насчитывают менее 10%. Но, по данным последнего исследования, примерно две трети этих проектов получили финансовую поддержку со стороны пользователей сайта. Для сравнения: только 30% высокотехнологичных компаний, основанных мужчинами, смогли собрать деньги через сайт. Исследователи подсчитали, что женщины на 13% чаще мужчин собирают деньги по системе краудфандинга через Kickstarter, проанализировав 1250 проектов в пяти категориях, которые пытались собрать как минимум $5000. Представительницы слабого пола охотно поддерживают других женщин, желающих заняться каким-нибудь делом, отмечают исследователи.

Разрыв в финансировании «женских» и «мужских» компаний «устойчиво сохраняется», говорит профессор Этан Моллик из Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, который вместе с Джейсоном Гринбергом из Нью-Йоркского университета проанализировал ситуацию на Kickstarter. Он пришел к выводу, что на Kickstarter женщины опережают мужчин в тех отраслях, где представительницы слабого пола обычно меньше представлены, а именно в сфере онлайн-игр и высоких технологий. Это происходит оттого, что они получают поддержку от «женщин-активисток, которые хотят помочь другим представительницам своего пола».

Разницы нет

Россиян гендерные вопросы волнуют значительно меньше. И статистика у двух крупнейших российских краудфандинговых площадок - Boomstarter и Planeta.ru несколько иная.

Аудитория Planeta - а это и авторы проектов и их акционеры или спонсоры - делится по гендерному признаку практически на две равные части, рассказывает Чечулина. Среди авторов проектов женщин меньше примерно на 10%. Среди бекеров, поддержавших проекты на Planeta (с августа 2013 г.), 59% - женщины, 41% - мужчины.

В российском краудфандинге четкий гендерный фактор не прослеживается, считает Чечулина. Много смешанных проектов, в которых нет одного лидера, а есть команда - например, несколько невероятно успешных краудкампаний от Colta.ru, где главным редактором является Мария Степанова, но решение о краудфандинге издания принималось коллегиально, и сейчас над подготовкой и ведением этих проектов трудится не один человек.

На Boomstarter 31% успешных проектов созданы женщинами. Средний сбор - 124% от заявленной суммы. А общий по всем проектам - 138%. «По этому показателю дамы уступают», - отмечает сооснователь Boomstarter Руслан Тугушев.

Заметно отличается от американской и статистика Boomstarter по спонсорам. Их у российской платформы всего 27%. Хотя девушки более щедрые. Их средний взнос выше, чем у мужчин, и составляет чуть больше 1500 против мужских 1226 руб.

«Показатели среди спонсоров-женщин низки из-за отсутствия проектов, ориентированных на женскую аудиторию», - полагает Тугушев.

Как рассказать

Бывает, что девушки более активно поддерживают проекты, созданные мужчинами, - это обычно фанатская история, например, когда у музыкальной группы, которая собирает деньги на новый альбом, основная аудитория - молодые девчонки, рассказывают в Planeta.

«Успех краудфандинговой кампании зависит совсем не от гендерных признаков, а от готовности автора над ним [проектом] активно работать, продвигать его, слушать наши рекомендации - тут с женщинами зачастую проще, они действительно относятся к своим проектам как к детям, серьезно и основательно, и прислушиваются к советам, - считает Чечулина. - Женщины более эмоционально могут рассказать о своем проекте, им, как правило, нравится общаться в соцсетях со своей аудиторией, а это важный фактор успеха».

«Женщины более обстоятельны в подготовке проекта, - считает Гузель Санжапова, основательница компании Cocco bello (производит галстуки-бабочки и крем-мед с ягодами). - Они понимают, что сам по себе запуск проекта - это лишь начало. Основная работа - продвижение проекта и привлечение людей. А среди мужчин много тех, кто думает, что деньги польются сами, как только они разместят проект на краудфандинговой площадке».

Санжапова дважды размещала свой проект на Boomstarter, собирала средства на оборудование и строительство нового цеха для пасеки, дающей работу жителям маленькой уральской деревушки Малый Турыш. И привлекла за две кампании более 1,1 млн.

«Среди моих спонсоров женщин гораздо больше, но даже небольшой процент мужчин заставляет меня верить, что у нас много достойных и благородных рыцарей. Они поддерживают не только средствами. Мне часто предлагают помочь развезти посылки, сделать фото- и видеоконтент», - рассказывает Санжапова.

Концепция и сострадание

Сторонники краудфандинга говорят, что краудфандинговые сайты демократизируют доступ к капиталу. Женщины на 61% чаще достигают своих целей в сфере финансирования проекта еще через одну краудфандинговую платформу - Indiegogo, утверждают владельцы этой платформы. На долю женщин приходится 41% прошедших на платформе и увенчавшихся успехом кампаний в сфере малого бизнеса, высокотехнологичных и предпринимательских проектов.

Женщины составляют 44% от общего количества спонсоров проектов на Kickstarter, рассказывает Алисия Робб, которая провела еще одно исследование сайта Kickstarter с Орли Сейд и Дэном Мэромом из Еврейского университета в Иерусалиме. Исследователи проанализировали 14 000 проектов, размещенных на сайте с апреля 2009 г. по март 2012 г. Робб обнаружила, что 40% проектов, поддержанных спонсорами-женщинами, были учреждены представительницами слабого пола. Женщины обычно просят меньше денег, чем мужчины, и это тоже способствует их успеху, замечает Робб.

Об успехах женщин в сфере краудфандинга красноречиво говорит и ситуация на краудинвестинговых платформах. Женщины руководят примерно двумя третями компаний, которые успешно собрали деньги через краудинвестинговую платформу CircleUp, специализирующуюся на инвестициях в розничный сектор. Платформа сводит начинающих предпринимателей с богатыми людьми, известными в качестве аккредитованных инвесторов. По данным CircleUp, показатель успеха женских проектов составляет 70% против показателя успеха мужских проектов, который равняется всего 58%. Причем проекты, основанные представительницами слабого пола, получают больше просмотров и привлекают больше внимания со стороны инвесторов вне зависимости от размера выручки, прибыльности и других рыночных показателей. Возможно, «женщины-основатели лучше преподносят концепцию своего бизнеса», предполагает Робб.

«В краудфандинге нет места «мужской или женской солидарности», тут все решает интерес к конкретному проекту, ведь ты не просто ставишь лайк, ты отдаешь человеку свои кровные деньги», - подчеркивает Чечулина. Единственная категория проектов на Planeta, где женщин-бекеров в среднем больше на 20%, - это благотворительность.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать