Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова
Статья опубликована в № 3799 от 27.03.2015 под заголовком: Долгий футбол

Футбольная академия для детей с разными способностями – это долгие деньги

В будущем основатели Tagsport рассчитывают получать сверхдоходы от «торговли детьми»
Владимир Долгий-Рапопорт придумал футбольную школу для своих сыновей, которая теперь занимает все его время
А. Гордеев / Ведомости

Три года назад сыновья Владимира Долгого-Рапопорта попросились заниматься футболом. Старшему было восемь, младшему пять. Разузнав, как устроены российские футбольные академии и секции, отдавать туда своих детей Долгий-Рапопорт не захотел: «В наших школах бытует принцип «выживает сильнейший». Я не хотел, чтобы на них кричали, ломали психологически, и все это с единственной целью – выяснить, кто лучший».

Погонять мячик

Дети просто хотели играть в футбол. И Долгий-Рапопорт заинтересовался, как детский футбол устроен в Европе. По его словам, методика, практикуемая в России, в Европе не используется уже лет 30. «Мне было интересно, сможет ли в России существовать что-то принципиально иное, чем традиционные футбольные клубные академии и СДЮШОР, или это обречено на провал, потому что когда все учат одному, а ты один – другому, то выглядишь дураком», – объясняет Владимир.

Поначалу Долгий-Рапопорт с друзьями решили просто открыть маленькую секцию для своих детей и заниматься по собственной методике. «Это самый распространенный повод создания небольших любительских секций», – знает Виктор Горлов, президент Детской футбольной лиги.

Весной 2013 г. Долгий-Рапопорт со товарищи арендовали площадку и начали заниматься с детьми. Превращать затею в серьезный бизнес-проект тогда и в мыслях не было. Очень быстро, по словам Владимира, число детей превысило возможности маленькой секции.

«За лето мы поняли, что хотим организовать спортивный центр. Изначально считали, что в нем помимо футбола должно быть много видов спорта. Чтобы в нем занимались разные дети, – рассказывает Долгий-Рапопорт. – Есть такие дети, которые не прошли бы отбор ни в какую спортивную школу, но они хотят играть. И мы даем им шанс. В любом случае через пару лет они будут хорошо играть в футбол и будут более физически развиты».

Осенью 2013 г. в Таганском парке открылся детский спортивный центр Tagsport. Поначалу у Tagsport был финансовый партнер, и это позволило, помимо самоокупаемых футбольных групп, запустить еще занятия по фехтованию, фрисби, беговелу, капоэйре и школу ловкости. Но вскоре финансовые возможности инвестора изменились, и концепцию центра пришлось пересмотреть. Сейчас Tagsport полностью сфокусирован на футболе.

Love и Like

Довольно быстро стало ясно, что среди тех, кто просто пришел учиться играть в футбол, есть и такие, кто хотел бы заниматься этим на более высоком уровне. Группы разбили не только по возрасту, но и по нагрузке. Появилась группа Like – для тех, кто ходит в удобном для себя режиме несколько раз в месяц или в неделю, и более продвинутая группа Love, которая занимается по пять часов в неделю и участвует в тренировочных матчах. «Мы не ожидали, что некоторые дети, пришедшие просто научиться бить по мячу, захотят развиваться, участвовать в турнирах и ездить на сборы. Именно они ходят в группу Love. А их родители, интеллигентные люди, для которых словосочетание «сын-футболист» еще недавно звучало как приговор, будут возить детей на тренировки четыре раза в неделю, даже с утра в воскресенье. А потом отправлять их с нами на сборы в Турцию», – смеется Долгий-Рапопорт.

Четыре академии

Виктор Горлов, президент Детской футбольной лиги, знает всего четыре примера создания полноценных частных футбольных академий в России. Первые такие попытки были еще в 90-е в Самаре и Волгограде. Обе академии перестали существовать, после того как их инвесторы не смогли вкладывать большие деньги. Академия им. Коноплева в Тольятти после смерти ее основателя какое-то время финансировалась Романом Абрамовичем, а сейчас перешла под крыло губернатора и стала государственной. Основные надежды Горлов возлагает на футбольную академию, построенную Сергеем Галицким в Краснодаре. Он считает, что по условиям и инфраструктуре это одна из лучших школ в Европе.

Сейчас у Tagsport шесть тренеров, в том числе и несколько с лицензией УЕФА. Такая лицензия есть и у спортивного директора и сооснователя школы Аллы Филиной.

Торговать детьми

«Теперь для нас это бизнес и бизнес длинный, – признает Долгий-Рапопорт. – Те инвесторы, с которыми мы общались до сих пор, заинтересованы в более быстрых деньгах. И говорят все почти что одно и то же: у вас классный проект, к вам водят детей богатые люди, надо масштабировать, повышать стоимость занятий и ориентироваться только на обеспеченных родителей. Мы понимаем, что можем перенести школу на Рублевку, а вместо 400–500 руб. за занятие брать по 3000 руб. И хотя часть детей отсеется, мы все равно останемся в выигрыше. Но нам это не интересно». Абонементы в Tagsport стоят от 2000 до 6000 руб. в месяц.

В школу действительно возят и хорошо обеспеченных детей, но рядом занимаются обычные местные дети и так называемые социальные дети (у Tagsport несколько стипендиатов, в том числе два мальчика из Киргизии, которые просто попросились играть на открытом поле, но оказались очень перспективными).

Компания в равных долях принадлежит Долгому-Рапопорту, спортивному директору компании Филиной, управляющему Ирине Красновой, арт-директору Анне Шмитько и тому самому финансовому партнеру, имя которого предприниматели не хотят называть, ссылаясь на то, что он свое участие в проекте афишировать не стремится. В будущем, когда основатели выкупят его долю (договоренность об условиях выкупа уже есть), доли основателей будут увеличены. Всего, по словам предпринимателей, за полтора года в Tagsport было инвестировано 2 млн руб. Нынешний учебный год школа существует на собственные средства. Их, по словам Долгого-Рапопорта, хватает на зарплаты тренерам и управляющему, новый инвентарь, аренду площадок, фирменные футболки. Аренда занимает в зависимости от месяца от 60 до 80% затрат. Назвать точную сумму выручки основатели отказываются, но говорят, что ежемесячные затраты превышают 300 000 руб. и выручка позволяет их покрывать и развивать проект дальше.

Как и другие футбольные академии, сверхдоходы в будущем Tagsport рассчитывает получать от «торговли детьми». Как бы ужасно это ни звучало, речь идет всего лишь о переходе воспитанников в европейские академии и клубы. «Хотим построить окно, которое отдавало бы детей в лучшие европейские футбольные клубы или скорее в академии после 14–15 лет», – рассказывает Долгий-Рапопорт. Он уверяет, что у Tagsport уже выстроены отношения с «Баварией» и «Манчестер сити». Директор академии «Манчестер сити» Брайан Марвуд даже приезжал на тренировку Tagsport, когда клуб играл в Москве. «Все академии и клубы интересуются талантливыми детьми. Мы хотим, чтобы наши таланты уезжали учиться и играть туда, а потом, став звездами, возвращались в сборную», – говорит Долгий-Рапопорт.

Жить именно за счет продажи юных перспективных футболистов Долгий-Рапопорт рассчитывает через 5–10 лет. А в ближайших планах создание большой футбольной академии в Москве, на которую, не сомневаются основатели, им удастся получить у города участок земли. На строительство академии, по подсчетам Долгого-Рапопорта, потребуются инвестиции в размере от $3 млн до $10 млн. В зависимости от количества футбольных полей и прочей инфраструктуры.

Клубная конкуренция

«Создание хорошей футбольной академии требует десятков миллионов долларов, – считает Горлов из Детской футбольной лиги. – В Москве построить что-то новое практически невозможно, поскольку придется конкурировать с академиями наших известных клубов – «Спартака», ЦСКА, «Локомотива», «Торпедо», «Динамо». Хотя и в частных небольших школах могут быть тренеры, к которым стоить вести детей». Горлов не верит, что футбольная академия в России сможет существовать за счет продажи талантливых детей в Европу. Такие попытки, по его словам, бывали и не раз еще с 90-х. Самый дорогой юный футболист, помнит Горлов, был продан за $300 000. И сколько таких сумм нужно, чтобы окупить затраты на академию?

Любительские школы не конкуренты клубным футбольным академиям, убеждает один из менеджеров футбольной академии (просил не называть его имени): перспективные дети все равно предпочтут перейти в клубную академию.

«Пока у нас нет проблем с конкуренцией. Мы ее не чувствуем. Наверное, начнем чувствовать через год-два, когда наши дети вырастут и их начнут замечать и захотят переманить. Мы к этому готовы и найдем аргументы», – убежден Долгий-Рапопорт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать