Российские советы директоров предпочитают не оценивать эффективность своей работы

А также недолюбливают женщин и заседают чаще зарубежных коллег
Советы директоров крупных российских компаний заседают в несколько раз чаще своих зарубежных коллег, недолюбливают женщин и предпочитают не оценивать эффективность своей работы/ Е.Разумный/ Ведомости

Только «Аэрофлот» и «Трансконтейнер» – две из 41 крупнейших российских компаний, попавших в глобальный индекс советов директоров международной компании «Спенсер Стюарт», заявляют о проведении оценки эффективности совета директоров в прошедшем финансовом году. В Европе такую оценку проводят значительно чаще: в Италии – 27%, во Франции – 35%, в Испании – 88%. В некоторых странах, таких как Великобритания, советы директоров проходят оценку сторонними организациями каждые три года. Часто такая оценка проводится дополнительно к ежегодной внутренней оценке.

Если по многим параметрам советы директоров российских компаний не особенно отличаются от западных коллег, то в любви к совещаниям за россиянами никому не угнаться. В среднем советы директоров российских компаний собирались 22,3 раза за год. Некоторые компании созывали советы директоров более 60 раз. Рекордсменами прошлого финансового года стали «Норильский никель» (62), «Мечел» (70) и «Газпром» (80). Зарубежные компании в среднем собирают 7–10 советов директоров за год. Нельзя не отметить, что россияне активно используют заочный формат совета директоров, в то время как западные компании практически его не используют. Более четверти российских компаний (27%) проводят менее пяти заседаний за год в очной форме.

Международные индексы советов директоров, анализирующие состав, структуру и практики корпоративного управления крупных компаний, «Спенсер Стюарт» готовит последние 30 лет и впервые в этом году выпустила национальный индекс по России. В исследование попала 41 крупнейшая публичная компания из списка «Эксперт-400» на конец марта 2014 г., за исключением дочерних компаний более крупных структур.

Самые ранние

Российские директора – самые молодые в Европе. Средний возраст членов советов директоров в российских компаниях – 52,5 года. В среднем неисполнительные директора на четыре года старше, чем исполнительные директора (представители менеджмента компании, входящие в совет директоров, – 53,2 и 49,3 года соответственно). Категория председателей советов директоров предсказуемо старше (54,8 года). В Европе и США средний возраст членов советов директоров – 58–61 год.

Российские компании, как и прежде, не жалуют женщин. Похоже, у нас до сих пор существует стеклянный потолок, поскольку только 8% всех директоров – женщины. Это самый низкий показатель среди всех стран, вошедших в анализ «Спенсер Стюарт» в этом году. Менее чем в половине компаний в состав совета директоров входит хотя бы одна женщина (39%). Это, опять же, исключительно низкий показатель на фоне таких европейских стран, как Франция (100%), Италия (87%) или Испания (68%). Интересный факт, что треть из 35 женщин – членов советов директоров в проанализированных ведущих компаниях вступили в должность лишь в прошлом году. Это может означать, что российские компании стали уделять внимание вопросу гендерного баланса в руководстве, отмечают эксперты.

Ротация в советах директоров российских компаний за прошедший финансовый год была достаточно высока, отмечают исследователи. Около трети (29,8%) действующих директоров вступили в должность в 2014 г. Среди этих новых назначений 10% – женщины. В среднем в России совет директоров насчитывает 10,6 директора. По этому показателю Россия занимает центральное место среди европейских стран. Большинство компаний (58%) насчитывают 9–11 директоров. Исполнительные директора занимают 18% мест в советах директоров, 82% директоров являются неисполнительными.

Иностранцы на месте

Несмотря на кризис, девальвацию рубля и массовый отъезд зарубежных топ-менеджеров, доля иностранцев в советах директоров российских компаний по-прежнему высока и составляет 24%. Это намного больше, чем в Италии (7%) и Испании (11%), но меньше, чем во Франции или Великобритании (31 и 33% соответственно). Больше всего иностранных директоров в Нидерландах (43%) и Швейцарии (59%). В этих странах расположены штаб-квартиры крупнейших международных компаний, которые зарабатывают значительную часть доходов на рынках зарубежных стран.

Иностранные директора в российских советах почти всегда относятся к категории неисполнительных (29% всех неисполнительных директоров – иностранцы). При этом иностранцы составляют лишь 1% исполнительных директоров, входящих в состав совета директоров российских компаний.

Не хватает вовлеченности

Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров. «Для успешного руководства компаниями советам директоров требуется быть более вовлеченными в дела компании, что означает в том числе и достаточное количество очных встреч, на которых решаются основные вопросы. Таких встреч, как правило, в год должно проводиться 8–9. Что касается российских компаний, то высокая частота заседаний (до 50 раз в год) объясняется просто: из этих 50 львиную долю, как правило, составляют заочные заседания, при этом очные заседания совета директоров могут проводиться не более 2–3 раз в год. В такой ситуации вряд ли можно сделать вывод, что совет директоров глубоко погружен в реалии бизнеса. Вовлеченность – вот основной вызов перед российскими советами директоров сегодня».

В 10 компаниях из 41 советы директоров состоят только из россиян.

Лишь 170 из 436 директоров ведущих российских компаний (или 39%) считаются независимыми, по мнению их же компаний. В среднем на один совет директоров приходится 3,6 независимого директора. Среди других европейских стран, вошедших в анализ «Спенсер Стюарт», по этому показателю России уступают лишь Испания (38%) и Турция (34%). Доля иностранцев среди независимых членов совета директоров в 2 раза выше, чем в советах директоров в целом (48% против 24%).

«Основная тенденция сейчас – ощутимое снижение доли иностранных независимых директоров в советах, – отмечает Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров. – Это серьезный вызов для российских директоров, так как текущая ситуация предъявляет к членам советов директоров особые требования, они должны в полной мере справляться с задачами, которые диктует бизнес».

Молчание – золото

Денежный вопрос для российских компаний остается самым болезненным. В отличие от зарубежных публичных компаний российские раскрывать информацию о вознаграждении членов советов директоров не спешат. Те же, кто отчитывается по этим данным, используют разные системы вознаграждения. Средний размер вознаграждения – $117 000. Вознаграждение директоров при этом значительно колеблется от компании к компании – от $18 000 до $350 000.

Размер вознаграждения отдельных директоров сообщают лишь 24% российских компаний из выборки. «Мы знали, что столкнемся с недостаточным уровнем раскрытия информации по вознаграждению членов советов директоров, – признается Ярослав Глазунов, управляющий российским офисом «Спенсер Стюарт». – Каждый раз, приступая к поиску председателя или члена совета директоров, мы испытываем дефицит информации по размеру вознаграждения в индустрии или в компаниях со схожим уровнем капитализации. Подходы к вознаграждению отличаются от компании к компании, и на сегодня вывести единый принцип, как это можно сделать в других странах, пока сложно». Большинство российских компаний, по словам Глазунова, зачастую раскрывают только суммарное вознаграждение совета директоров.

Любители посовещаться

«Советы директоров в Европе и США преимущественно фокусируются на стратегических вопросах и предпочитают проводить очные заседания», – подчеркивает Глазунов.