Статья опубликована в № 3979 от 11.12.2015 под заголовком: $5000 – и у вас никаких претензий

$5000 – и у вас никаких претензий

Zenefits, разработавшая софт для управления персоналом, пытается уладить отношения с бывшими менеджерами

Стартап из Сан-Франциско Zen­efits создал программное обеспечение, заменившее многим небольшим компаниям отдел кадров. А вот с собственными кадрами не справился. Он рискует потерять приличные деньги, если не отобьется в суде от обвинений в неуплате сотрудникам сверхурочных и в том, что он не компенсировал им неотгулянный отпуск, как требуют законы штата Калифорния.

Недавно Zenefits предложила группе своих бывших сотрудников по $5000 в обмен на отказ от требований к компании (подписать его компания предлагала до 11 декабря 2015 г.), рассказали ее экс-менеджеры. Кое-кто из них уже написал жалобу на Zenefits в департамент трудовых отношений Калифорнии, обвиняя компанию в недоплате. «В правила внутреннего трудового распорядка вкралась ошибка, и некоторые сотрудники решили, что компания оплатит им весь неотгулянный отпуск, – объясняет пресс-секретарь Zenefits Кеннет Байер. – Но это была именно ошибка, и сейчас компания предпринимает усилия, чтобы разрешить проблему».

Скандал с выплатами – только одна из проблем, с которыми столкнулась Zenefits. В ноябре The Wall Street Journal (WSJ) сообщала о большой текучести кадров и неблагополучной корпоративной атмосфере в этой компании (см. врез). Вдобавок ей не удалось выполнить агрессивные планы по прибыли, принятые в мае. Программное обеспечение для управления персоналом у Zenefits в основном бесплатное, зарабатывает она как брокер программ медицинского страхования. За посредничество между страховщиками и фирмами, желающими купить корпоративную медстраховку, Zenefits получает около $450 с каждого застрахованного работника или члена его семьи.

Не дотянулась до планки

За первые 12 месяцев работы Zenefits заработала $20 млн, заявлял ее основатель Паркер Конрад в январе 2015 г. К январю 2016 г. годовая выручка компании должна преодолеть отметку в $100 млн, ставил он задачу. В августе 2015 г. Zenefits пригласила часть своих сотрудников в ресторан, чтобы отпраздновать стотысячный контракт, – к тому времени, по данным источников WSJ, 12-месячная выручка компании составляла около $45 млн. С конца лета прошлого года Zenefits прекратила набор сотрудников в ряд подразделений – после того, как сотрудники отдела продаж несколько раз подряд не смогли выполнить план. Были уменьшены выплаты ряду сотрудников: например, в Аризоне – на 14%. Десятки человек, в том числе восемь топ-менеджеров, были уволены или ушли из компании сами.

В мае 2015 г. Zenefits, существовавшая к тому моменту всего около двух лет, привлекла $500 млн инвестиций, исходя из оценки всего бизнеса в $4,5 млрд. Инвестфонд Fidelity Investments, который тогда поучаствовал в инвестициях, впоследствии сообщил, что с начала августа по конец сентября стоимость его доли снизилась на 48% – теперь весь бизнес Zenefits фонд оценивает в $2,3 млрд.

Какому кругу бывших сотрудников Zenefits сделала предложение об отказе от претензий – не ясно: то ли только калифорнийцам, то ли и сотрудникам второго офиса (в Аризоне) тоже. Учитывая, что претензии может предъявить несколько сотен человек, совокупная денежная компенсация (по $5000 каждому) может обойтись компании более чем в $1 млн.

Бывшие менеджеры пытаются уличить компанию как минимум в двух нарушениях, рассказывают источники WSJ.

Во-первых, сотрудникам отдела техподдержки и программистам в 2014 г. могли недоплатить сверхурочные. Бывшие сотрудники жалуются, что работали допоздна, оставались без обеденного перерыва и не могли взять отпуск. Zenefits отвечала, что эти случаи, по ее мнению, не регулируются законами Калифорнии о защите труда.

Позже, уже в этом году, Zenefits исправилась и перевела многие должности в разряд тех, на кого эти законы распространяются. Но бывшие сотрудники тем более недовольны: им-то и не думали платить за то, за что платят теперь их преемникам. Многие стартапы поначалу уверены, что деятельность их сотрудников не регулируется местными законами, но потом идут на попятную, объясняют юристы по трудовому праву, опрошенные WSJ. Работники же редко получают компенсацию за переработки в прошлом. Случай Zenefits осложняется тем, что ее штат рос не в пример быстрее, чем у других стартапов. К осени 2014 г., менее чем через два года с момента основания, у нее было 400 сотрудников. Год спустя уже 1600.

Байер парирует: компания уверена, что всегда следовала букве закона, а юридический статус разных должностей пересматривается постоянно.

Второе обвинение – отпускная политика компании. Сотрудники считают, что им обещали денежную компенсацию за неиспользованные дни. В прошлую среду Zenefits разослала бывшим работникам письмо, гласящее: таких компенсаций политика компании никогда не предусматривала. Впрочем, чтобы уладить недоразумение, компания предлагает адресатам разовую денежную компенсацию в $5000.

Журналисты WSJ ознакомились с копией трудового контракта за май 2014 г. В нем говорится, что сотрудникам каждый месяц прибавляется три дня отпуска. А по окончании контракта весь неиспользованный отпуск должен быть оплачен.

Лишь в марте 2015 г. текст был исправлен так, чтобы исключить возможность оплаты неизрасходованного отпуска. Но согласно законам Калифорнии Zenefits должна сотрудникам за дни, накопленные до этого.

Кроме того, Zenefits могла нарушить еще одно требование закона – у ряда ее работников должна была иметься лицензия страхового брокера. BuzzFeed в прошлом месяце писала, что как минимум в семи штатах сотрудники Zenefits работали без этой лицензии. Все работники Zenefits, продающие страховые полисы, должны иметь лицензию, заверила в ответ сама компания.

WSJ, 4.12.2015, Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать