Японский стартап начнет продажу курток из паутины
Паучьи нити – материал будущего, они крепче стали и легче углеродного волокна, уверяет компания
Прямо у входа в офис Spiber красуется прототип куртки Moon Parka («Лунная парка») – продукт сотрудничества Spiber и производителя одежды под брендом North Face. Японский стартап сделал для North Face всю внешнюю часть из синтетической паутины. Пауки изготавливают нити, которые в 5 раз прочнее стали и в 3 раза – кевлара, при этом несравненно легче и растягиваются на 40%, прежде чем порваться, пишет Chemical & Engineering News. Паутина обладает лучшими характеристиками, чем углеродное волокно, используемое при производстве Boeing Dreamliner.
Простор для применения паутины крайне широк, от автокомпонентов и бронежилетов до одежды и медицины.
Попытки получить искусственную паутину делались неоднократно. Так, в 2000-х гг. Nexia Biotechnologies смогла вживить в ДНК козы паучий ген, ответственный за синтез белка, из которого пауки делают нити.
Spiber пошла другим путем: выделила гены, отвечающие за производство белка спидроин, и внедрила их в такую бактерию, как кишечная палочка. В ходе экспериментов удалось нарастить объем производства сырья и менять его свойства. Spiber не первая – похожим путем идет ряд других компаний, но ноу-хау Spiber заключается в процессе ферментации, сильно удешевляющем производство. Материал назвали Qmonos, что созвучно японскому слову «паутина». Казухида Секияма, основатель компании, заявлял, что его ценовой ориентир – около $100 за 1 кг Qmonos, пишет журнал Biotecnika.
Исторический опыт
Интерес к биоматериалам вызван не только их гибкостью и прочностью, но и тем, что текстильная промышленность – одна из самых экологически грязных, а паутина легко заменит нейлон и полиэстер.
Идея стартапа появилась у Казухиды Секиямы в 2004 г. во время посиделок с сокурсниками с биотехнологического факультета Университета Кейо в городе Цуруока. Разгорелся спор, кто из живых организмов сильнее всех, пишет научная газета Nature. Решили, что пчелы-убийцы из-за своей агрессивности. Потом кто-то парировал, что паутина их остановит. Тогда ребята заспорили, хватит ли у паутины запаса прочности, чтобы остановить летящий самолет (как-то ученые подсчитали, что канат из паутины толщиной с карандаш не даст аэробусу взлететь, но на практике это никто не проверял). Разговор кончился рассуждениями, почему никто до сих пор не изготавливает паутину в промышленных объемах.
В 2007 г. Секияма объединил усилия с двумя другими студентами своего вуза, Хидеем Мидзутани и Джуничи Сугахарой, и создал стартап. Как и многим японским предпринимателям, им пришлось очень нелегко на этапе запуска, пишет Financial Times. Крупные холдинги, к которым друзья обращались за финансированием, не разделяли их энтузиазма. В 2008 г. обанкротилась Lehman Brothers, и инвесторы стали совсем прижимистыми. В итоге студенты заняли денег у родственников. «Инвестиционная среда в Японии так себе», – резюмирует Секияма. Вдобавок основатели столкнулись с резким противодействием профессоров, родителей и даже друзей. Им советовали для начала хотя бы завершить образование. Сугахара получил докторскую степень, а Секияма ограничился дипломом магистра.
Поначалу стартаперы подрабатывали веб-дизайнерами, вкладывая полученные деньги в проект. Все изменилось в 2009 г., когда удалось получить 2 см искусственной паутины. Это убедило инвесторов дать 300 млн иен. Теперь основатели могли полностью сконцентрироваться на науке и нанять дополнительный персонал. Мировой финансовый кризис неожиданно сослужил добрую службу – ряд талантливых биоинженеров оказались без работы и помогли Spiber сначала на добровольческих началах, а потом были приняты в штат, вспоминает Секияма.
В прошлом году Spiber привлекла еще 10,5 млрд иен инвестиций, существенную часть дала компания Goldwin, производящая одежду под брендом North Face. Выручка Spiber в 2015 г. составила 292 млн иен ($2,6 млн). У компании более сотни работников. Ее продукцией интересуется производитель автокомпонентов Kojima Industries, поставляющий детали для Toyota. Ведь паутина может сделать машины не только легче, но крепче и безопаснее.
В компании 33-летнего Секиямы, пишет FT, работники сами выбирают, чем заниматься и какую зарплату получать, если убедят коллег в том, что это принесет пользу. Информация рассылается всем сотрудникам независимо от сферы деятельности и каждый имеет право голоса, рассказывает Nature.
Первое серьезное испытание компании предстоит уже в этом году, когда в массовую продажу поступит куртка из паутины Moon Parka. Сколько она будет стоить, пока неизвестно, пишет Biotecnika, но для сравнения: нейлоновая куртка North Face на гусином пуху продается в США за $649.