Почему бизнес-школы отстают от жизни

И чему сейчас надо учить предпринимателей
Варвара Гранкова / Ведомости

В начале апреля тайский студент класса по предпринимательству Школы бизнеса Штерна понял, что в Таиланде не хватает качественных и недорогих санитайзеров для рук. Чтобы помочь стране в борьбе с COVID-19 и заработать, он быстро переоборудовал свою семейную медицинскую фабрику и начал выпускать санитайзер. А в США, например, компания Dollaride, прошедшая инкубатор Future Labs Нью-Йоркского университета, поняла, что во время пандемии упал спрос на ее бизнес (услуги общественного транспорта в арендованных фургонах), и изменила бизнес-модель, приспособив свои фургоны, технологии и маршруты для растущего рынка доставки посылок.

Эти предприниматели не стали делать того, чему учат в бизнес-школах: не проводили долгосрочный анализ рынка, не составляли бизнес-план и не взвешивали альтернативные варианты. Проведя такой анализ, возможно, они обнаружили бы, что краткосрочная выгода не окупит расходы на оборудование, или запутались бы, пытаясь рассчитать длительность пандемии и дату восстановления производства. Вместо этого они просто взялись за дело, используя имеющиеся у них ресурсы, знания, знакомства и таланты. В бизнес-школах такому не учат: там, как правило, предпочитают подробно прогнозировать риск и прибыль. Но будущее становится все более непредсказуемым, поэтому бизнес-школам придется принять новую философию, чтобы выпускать предпринимателей, которые способны быстро приспособиться к новым условиям.

Современные программы MBA предлагают целый ряд курсов по предпринимательству – от классических до конкурсов и инкубаторов стартапов, но многие сомневаются, что преподаватели с академическим подходом могут чему-то научить предпринимателя. Бессчетное множество успешных бизнесменов никогда не ходили в бизнес-школу, а то и вовсе не окончили университет. Более того, предпринимателю нужны воображение и тяга к прорывным, неординарным решениям. Все это не слишком вписывается в расписание типичной бизнес-школы, забитое абстрактной аналитикой и точными расчетами.

Все же многие бизнес-школы считают, что в предпринимательстве есть место формальному обучению, и стараются обновить свои программы для нужд современных студентов. Мы проанализировали три лучшие североамериканские программы MBA, чтобы понять, как каждая из них решает эту проблему. Образовательные программы очень похожи одна на другую, но эти школы ломают шаблоны.

Первый подход – обучение через опыт. В Школе менеджмента Ротмана при Университете Торонто класс по предпринимательству превращен в хирургическую операционную. Студенты сидят в большой аудитории и смотрят, как профессор проводит операцию – только не на человеке, а на стартапе. В Лаборатории созидательного разрушения школы Ротмана к профессорам присоединялся коллектив опытных предпринимателей: они вместе анализировали стартапы, и студенты постепенно понимали, что предпринимательским навыкам можно научиться только на опыте. Другие бизнес-школы тоже ввели похожие программы – например, Endless Frontier Labs школы бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете.

Второй подход заключается в том, как изменить привычки студентов, чтобы они не впадали в аналитический ступор. У каждого из нас есть внутренний голос, который говорит: «А что если все пойдет не так?» или «Как свести риск к минимуму?» Представьте, как полезно было бы научиться заглушать этот голос, а вместо этого спрашивать себя: «Что если все пойдет хорошо?» В Школе бизнеса Дардена Университета Вирджинии студентов учат осознавать имеющиеся у них ресурсы и принимать определенный риск, чтобы сразу приступить к делу. Это противоположность обычного подхода бизнес-школ, сконцентрированного на минимизации риска. Кроме того, многие считают, что бизнес – это беспощадная конкуренция, но в Дардене студентам объясняют силу совместных инноваций, поощряя их открыто обмениваться идеями с коллегами и использовать разнообразие идей и точек зрения, чтобы вместе создавать стартапы.

Третий подход более традиционен. Например, Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете по-прежнему концентрируется на ресурсах и оптимизации рисков, что характерно для большинства бизнес-школ. Ее философия заключается в том, что предпринимательство нужно преподавать так же, как любой другой предмет, – давать студентам аналитические модели и инструменты из опубликованных научных исследований о бизнесе. Эта информация может пригодиться опытным предпринимателям и помочь основателям стартапов избежать распространенных ошибок: выбора неправильного сооснователя, заключения соглашения с инвесторами на плохих условиях или неоптимальных решений о продукте. Впрочем, она не так полезна для бизнесменов, которые работают в условиях экстремальной неопределенности.

Нынешняя пандемия показывает, что предпринимателей нужно готовить ко все более сложным и неопределенным условиям. Будущие лидеры должны воспринимать неопределенность будущего не как проблему, которую нужно преодолеть, а как факт, который нужно принять.

В неизвестном будущем всем лидерам придется стать немного предпринимателями – визионерами, способными творить, адаптироваться и действовать быстро, чтобы разобраться с любыми вызовами на своем пути. Бизнес-школам придется принять новую образовательную философию, которая поможет новым поколениям предпринимателей – и других руководителей – справиться с этими проблемами.

Об авторах: Ашиш Бхатия – академический директор программы бакалавриата по технологиям, бизнесу и предпринимательству в Школе бизнеса Штерна при Нью-Йоркском университете; Наталия Левина – профессор информационных систем в Школе бизнеса Штерна

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь