Статья опубликована в № 4597 от 28.06.2018 под заголовком: Зачем шефу знать психотипы сотрудников

Зачем руководителю знать психотипы сотрудников

И какую пользу это принесет бизнесу
Алексей Филатов, научный руководитель направления профайлинга SearchInform
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Год назад я пришел в компанию разработать программу, составляющую психологические портреты сотрудников на основе информации из DLP-системы. Работать предстояло в команде, опираясь на модели профайлинга. Но коллеги не были погружены в тему. После четырехдневного обучения руководство сделало изучение психотипов обязательным для всех менеджеров компании – эти навыки позволяют общаться эффективнее, а это первое, что нужно управленцу в работе с людьми.

Одна из популярных типологий методики профайлинга делит людей на восемь психотипов, у каждого из которых свои характерные черты. Чтобы сберечь активы компании, руководителю нужно:

Контролировать авторитарность эпилептоида, чтобы не развалил коллектив.

Есть люди с болезненной тягой к порядку и контролю – эпилептоиды. Они любят конкретику и факты, понятные рамки и четкие задачи.

Как эффективнее работать с эпилептоидом:

– говорить цифрами, фактами и конкретикой;

– фиксировать договоренности и жестко требовать их соблюдения, наказывать за нарушения;

– мотивировать избеганием проблем и повышением статуса в глазах коллектива;

– критиковать, не унижая.

С пониманием относиться к нарциссизму истероида, чтобы он действительно стал лучшим.

Люди с фокусом на себе – истероиды – есть в любом коллективе. Это те, кто готов на все, лишь бы привлечь внимание. Вычислить истероида, временами сбивать его спесь и мириться с игрой на публику имеет смысл потому, что в желании стать лучшим он может много работать.

Как эффективнее работать с истероидом:

– налаживать не только рабочий, но и человеческий контакт;

– подчеркивать, что он может больше;

– отмечать локальные успехи, но не перехваливать;

– проводить профилактику звездной болезни.

Давать параноялу выгоду, чтобы не стал играть против вас.

Есть категория сотрудников, которых любят все руководители: это сильные специалисты, готовые работать на результат. Проблема в том, что если это параноялы, то действуют они исключительно в своих личных интересах. И как только интересы компании пойдут вразрез, параноял легко предаст фирму.

Как эффективнее работать с параноялом:

– давать четкие цели и ставить конкретные сроки;

– стимулировать к обучению и развитию;

– мотивировать карьерным ростом и деньгами, расширением полномочий и ответственности;

– завышать целевые планки и требовать больше;

– вовлекать в управленческие решения и предоставлять личную зону ответственности.

Избавить эмотива от необходимости строить коллег, чтобы не сломался.

Если в коллективе есть люди, которые скорее дружат, чем строят карьеру, то с большой вероятностью это эмотивы. Если для достижения результата нужно будет пойти на конфликт с кем-то из коллег, задача выполнена не будет. И руководитель должен это понимать. При грамотном подходе способность эмотива налаживать отношения поможет боссу в работе с коллективом.

Как эффективнее работать с эмотивом:

– хвалить за результаты;

– критиковать мягко, не повышая голоса;

– подбадривать, при этом не снимая тревогу;

– поддерживать при неудачах, но усиливать чувство вины («Ты подводишь команду») и требовать большего.

Всегда занимать гипертима, чтобы не начал создавать проблем.

Душа и заводила компании, который даже во время аврала ходит в приподнятом настроении и успевает поболтать с коллегами, – скорее всего гипертим. Это человек общения, который боится рутины. Его нельзя обрекать на график с 9.00 до 18.00. Пусть работает со сложными задачами и горящими дедлайнами.

Как эффективнее работать с гипертимом:

– строго контролировать документацию и отчеты;

– наказывать за нарушение договоренностей и обещаний;

– при депрессиях подбадривать и помогать;

– не давать новых поручений, пока не выполнены старые;

– не давать переводить ответственность на других.

Не переусердствовать с контролем шизоида, иначе он бросит все.

Шизоиды больше любят информацию, чем людей. Они умные, креативные, довольно замкнутые и с нестандартными идеями. Не диктуйте им, а налаживайте диалог. И не перегибайте с контролем. Так вы не нарветесь на агрессию, а может, и улучшите показатели.

Как эффективнее работать с шизоидом:

– поручать больше работы с компьютером, чем с людьми;

– делать комплименты его теоретической подготовке и креативу;

– требовать отчеты в письменном виде;

– не подчеркивать собственный статус при общении с ним.

Не делать главным тревожного, когда на кону слишком много.

«Шеф, все пропало», когда проблемы еще нет, – это как раз про тревожно-мнительный психотип. Если на кону крупный и важный проект, то тревожно-мнительного менеджера нельзя делать первым: страхи могут взять верх.

Как эффективнее работать с тревожно-мнительным:

– периодически обнадеживать, но и требовать результат;

– делиться «секретной информацией»;

– следить, чтобы не растворялся в процессе и держал фокус на результате.

Предлагать однозначную сделку, чтобы критик работал, а не препирался.

Речь об опытных специалистах, которые устали и перегорели. Они много лет в деле, знают внутреннюю кухню и могут решать сложные задачи, но не хотят. Вместо этого критикуют и указывают на слабые места, но сами ничего не меняют.

Как эффективнее работать с критиком:

– ограничиться строго деловыми отношениями;

– четко выстраивать приоритеты;

– фиксировать все договоренности и результаты;

– торопить с дедлайнами;

– приучать отчитываться по собственной инициативе.

Конечно, люди неоднозначны и чистых психотипов почти не бывает, так что в сотрудниках придется разобраться. Но это стоит того, чтобы правильно трактовать их поведение и находить оптимальный подход. В конце концов, от этого выиграет бизнес.

Читать ещё
Preloader more