Как женщине руководить топ-менеджерами – мужчинами

Встретив их сопротивление, женщина-гендиректор часто не знает, как себя вести

Согласно последним исследованиям Grant Thornton доля женщин среди топ-менеджеров в мире всего 25%, а среди гендиректоров – лишь 15%. Женщины все еще чувствуют себя некомфортно в роли руководителя и отмечают множество гендерных препятствий на пути к высокой должности. Однако, если женщине удается встать у руля компании, конкуренция с мужчинами выходит на новый уровень. Особенно остро это чувствуется в традиционно мужских сферах (строительство, автопром или IT), где большая часть топ-менеджмента – представители сильного пола с довольно консервативными взглядами.

Встретив сопротивление топ-менеджеров мужчин, многие женщины не понимают, как себя вести. Одни начинают окружать себя подчиненными-женщинами, другие открыто объявляют войну подчиненным. Но оба эти способа не пойдут на пользу бизнесу. Как женщине-гендиректору наладить нормальный рабочий процесс? Вот четыре рекомендации.

1. Чередовать партнерские принципы руководства с авторитарными. Мужчинам важно понимать, кому они подчиняются, какие задачи имеют право брать на себя, а какие в обязательном порядке должны решать с руководством. Партнерские отношения, где руководитель и подчиненный имеют примерно равные права и обязанности, мужчины часто принимают за слабость. Однако полностью подчиняться женщине они тоже не готовы. Поэтому важно найти золотую середину: использовать инструменты и жесткого, и партнерского управления. Нужно обсуждать с топ-менеджерами их идеи и варианты решения задачи, интересоваться их мнением. Однако финальное решение всегда стоит оставлять за собой.

2. Избегать типичных женских качеств: эмоциональности, нерешительности и частой перемены решений. Мужчины вряд ли согласятся с таким стилем руководства. Мужчины гораздо реже принимают решения, руководствуясь эмоциями. Менеджерам-мужчинам нужно ставить максимально четкие задачи и описывать желаемые результаты. Женщинам-директорам придется искать баланс между мужскими и женскими качествами: загорелись идеей – сначала продумайте ключевые этапы, а уж потом выносите на обсуждение с топ-менеджментом. Придется отказаться от привычки импульсивного принятия решений.

3. Создавать конкурентную среду. Менеджерам-мужчинам необходимо постоянное соревнование. Конкуренция мотивирует их, вдохновляет и заставляет достигать новых вершин. Нужно использовать эту потребность на благо компании. Пусть они думают о конкуренции с коллегами, а не о конкуренции с вами. Создайте в своей компании систему нематериальной мотивации для мужчин-руководителей. Это могут быть соревнования отделов, конкурсы на лучший проект, похвалы на совещаниях или публичное чествование успехов.

4. Не бояться делегировать полномочия. Если вы профессионал, вас будут уважать независимо от того, какого вы пола. Женщине-гендиректору надо показать компетентность с первых дней на руководящей должности. И дело не только в том, что нужно отлично разбираться в отрасли. Чтобы заслужить авторитет у подчиненных, вы обязаны быть профессиональным управленцем.

Один из ключевых навыков управленца – умение делегировать полномочия. Именно оно свидетельствует о профессионализме и опыте руководителя. Менеджер не может и не должен делать все своими руками. Даже если очень велико желание принимать участие во всех процессах, нужно уметь вовремя остановиться. В погоне за мелочами можно оказаться на одном уровне с сотрудниками и полностью потерять авторитет.

Невозможно одновременно детально разбираться в финансах, продажах, производстве и подборе персонала. Да это управленцу высшего звена и ни к чему. Для этого у него есть сотрудники. Нужно предоставить им свободу выбора вариантов решения задачи. Вы должны выслушать все их предложения и потом принять решение.

Найти общий язык можно с любым подчиненным, будь то мужчина или женщина. Покажите, что вы настоящий профессионал, отбросьте нерешительность и найдите баланс между мужским и женским стилями управления. Это единственная возможность создать эффективную команду, свободную от предрассудков.