Марюс Вайсберг подписал контракт с ЦПШ, а не c ivi

Обе компании на протяжении последних месяцев вели переговорный процесс с режиссером и продюсером кассовых комедий
Вайсберг подтвердил «Ведомостям», что общался с ivi, но решил остановить свой выбор на ЦПШ, поскольку с этой компанией у него сложился «длительный и позитивный опыт сотрудничества» / Вова Жабриков / URA.RU / TASS

Кинокомпания «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в «Газпром-медиа») подписала двухлетний контракт first look deal (дает право приоритетного выбора проектов) с режиссером и продюсером Марюсом Вайсбергом, рассказал «Ведомостям» гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. По условиям контракта Вайсберг должен будет снять совместно с ЦПШ 3–4 проекта в год – фильмы и сериалы. Финансовые условия сотрудничества и детали проектов стороны не раскрыли. Верещагин лишь отметил, что в некоторых проектах Вайсберг будет задействован как продюсер, т. е. должен будет привлечь часть финансирования под их реализацию.

За Вайсберга на протяжении последних месяцев шла борьба между ЦПШ и крупнейшим в России видеосервисом ivi (29% рынка по выручке – данные «ТМТ консалтинга» за январь – июнь), знают два собеседника «Ведомостей», знакомых с ходом переговоров. Обострение конкурентной борьбы за креативные кадры произошло этой весной, когда видеосервисы и медиакомпании начали массово заключать сделки с продюсерами, сценаристами и кинокомпаниями. Больше всего за это время – шесть сделок – заключил именно ivi. В их числе контракты с кинокомпанией «Среда» (телесериалы «Метод», «Троцкий»), продюсерской компанией Star Media (телесериалы «Ищейка», «Мата Хари»), Hype Film, которая известна как создатель фильмов Кирилла Серебренникова.

В ivi отказались комментировать переговоры с Вайсбергом. Директор департамента производства оригинального контента ivi Originals Вадим Соколовский лишь отметил, что ЦПШ является партнером ivi по производству кинопроектов и видеосервис готов как поучаствовать в реализации этих проектов, так и показывать их: «Комедия, с одной стороны, жанр, который привлекает максимально широкую зрительскую аудиторию, с другой – довольно сложный жанр, и успешно работать в нем могут единицы. Марюс в их числе».

Давние партнеры

ЦПШ была прокатчиком всех фильмов Марюса Вайсберга, которые выходили в последние годы. В их числе коммерчески успешная комедия «(Не)идеальный мужчина», режиссером и сопродюсером которой был Вайсберг. При производственном бюджете в 150 млн руб. этот фильм с Егором Кридом в главной роли (вышел в прокат в январе 2020 г.) собрал кассу почти в 522 млн руб. (здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). Считается, что фильм окупился в прокате, если его сборы в 2 раза превышают производственный бюджет. Также ЦПШ выпускала в прокат кинофраншизу Вайсберга «Бабушка легкого поведения». Затраты на первую часть (вышла в августе 2017 г.) создатели не раскрывали, сборы составили 337,1 млн руб. При производственном бюджете в 101,5 млн руб. «Бабушка легкого поведения – 2» заработала 439,7 млн руб.
По словам Вайсберга, first look deal с ЦПШ позволит ему работать с рынком, но пока в планах сотрудничество с зарубежными партнерами. Сейчас режиссер снимает в Голливуде ремейк советской популярной комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» под рабочим названием About Fate («Про судьбу»).

Как устроена сделка first look deal 
Как правило, классическая схема предполагает единовременную выплату вознаграждения автору за то, что он показывает свои проекты первой именно той компании, с которой заключил контракт, пояснили «Ведомостям» два крупных продюсера. Это подтверждает и топ-менеджер одной из ведущих медиакомпаний: «Вилка размера этого вознаграждения довольно большая – от 10 млн до 100 млн руб. Если контракт с физлицом, к примеру сценаристом, – это нижняя планка. Верхняя – для кинокомпаний с именем. Этот платеж не включен в сумму гарантированного производства. Она рассчитывается отдельно по факту утверждения проектов. К примеру, исходя из количества эпизодов, если это сериал».

Вайсберг подтвердил «Ведомостям», что общался с ivi, но решил остановить свой выбор на ЦПШ, поскольку с этой компанией у него сложился «длительный и позитивный опыт сотрудничества».

Эксклюзивные сделки и контракты first look deal приведут к упорядочению отношений заказчиков и производителей, считает Соколовский: «Это позволит заказчику получить прогнозируемое количество и качество проектов».

Однако они не панацея. В начале октября компания «Медиаслово» досрочно расторгла сделку first look deal c «Яндексом», которому принадлежит видеосервис «Кинопоиск». Новым партнером компании, как сообщал «Коммерсантъ», стал видеосервис Оkko (принадлежит «Сберу»).

Самые яркие и продуктивные контракты first look deal приведут в конечном счете как минимум к переходу на эксклюзивное соглашение, как максимум – к сделкам M&A, считает генеральный директор «МТС медиа» (управляет видеосервисом KION) Игорь Мишин. Такие контракты нужны рынку, поскольку они могут сформировать абсолютно новую культуру взаимоотношений между крупными студиями или видеосервисами с одной стороны и креативными единицами – с другой, уверен Мишин: «Появляется ритмичность взаимодействия между заказчиком и исполнителем, прогнозируемость по количеству и в некоторой степени качеству проектов. Это в конечном счете приведет к тому, что часть отношений на рынке упорядочится. Не будет того хаоса, который присутствует на рынке сейчас, когда все ходят договариваться со всеми».

По пути сделок M&A в свое время пошли крупные медиахолдинги, к примеру «Газпром-медиа» и «Национальная медиа группа» (НМГ). Сейчас сериалы и шоу для принадлежащего «Газпром-медиа» канала ТНТ производят преимущественно собственные продюсерские студии – Comedy Club Production и Good Story Media. НМГ является совладельцем компании Art Pictures Vision (производитель сериалов) и Art Pictures Studio (выпускает фильмы), киностудии «Водород», анимационной студии «Метрафильмс» и др.