«Чики» и «Псих» вывели more.tv в число лидеров рынка

По итогам 2021 года видеосервис почти в 2 раза увеличил выручку и занял 7% рынка
Набрав рыночную долю в 7%, видеосервис more.tv впервые вошел в состав крупнейших игроков (на фото кадр из сериала «Псих») / НМГ

В 2021 г. совокупная выручка российских видеосервисов увеличилась на 56% до 43,4 млрд руб., следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Превзойти успех 2020 г., когда рынок вырос на 66%, не удалось. Но тогда одним из главных факторов роста рынка был локдаун, длившийся несколько месяцев. Платежи пользователей – подписка, покупка и аренда фильмов и сериалов – показали более динамичный рост, чем доходы от рекламы – 61 и 31% соответственно. В итоге доходы от платной модели принесли видеосервисам 37,2 млрд руб., или 86% от совокупной выручки, реклама – 6,2 млрд руб., или 14% от всех доходов.

Звание лидера рынка сохранил за собой видеосервис ivi, занявший по итогам года 26% рынка. На второй позиции – видеосервис «Яндекса» «Кинопоиск» (доля рынка 20%), на третьей – входящий в экосистему «Сбера» онлайн-кинотеатр Okko (16%).

Четвертую строчку с долей 8% занял Megogo. 2 марта этот видеосервис объявил о том, что прекращает свою работу в России. Как пояснил «Ведомостям» гендиректор видеосервиса Виктор Чеканов, такое решение было принято из-за «отзыва франшизы основателями бренда». Компания Megogo была основана в конце 2011 г. украинским предпринимателем Владимиром Боровиком. В 2012 г. сервис начал работать в России.

По 7% рынка в прошлом году пришлось на видеосервисы Start (его совладельцем является телеком-оператор «Мегафон») и more.tv (входит в медиахолдинг «Национальная медиа группа», НМГ). «ТМТ консалтинг» выделяет как крупнейшие видеосервисы тех, чья рыночная доля превышает 5%. more.tv вошел в состав крупнейших игроков впервые, отмечают аналитики.

Рост выручки more.tv в 2021 г. обеспечили выпуск успешных originals, партнерские сделки, развитие самого видеосервиса – доработки функций самой платформы, марткетинг, сообщил гендиректор more.tv Иван Гродецкий, но детали он не раскрыл. Основную часть доходов more.tv в прошлом году обеспечила сделка с «Яндексом», знает собеседник «Ведомостей» в НМГ. С ноября 2020 г. «Кинопоиск» предлагает совместную подписку с more.tv. Она дает пользователю доступ и к библиотеке more.tv, в частности к оригинальным проектам этого видеосервиса, в числе которых популярные сериалы – «Псих», «Чики», Happy End, «Ваша честь». Сотрудничество, по словам собеседника «Ведомостей» в НМГ, оказалось успешным, и в 2021 г. компании заключили новую сделку, на более выгодных для more.tv условиях. Но параметры и условия сделки он не раскрыл.

Расширение онлайн-кинотеатрами партнерских отношений с экосистемами, операторами связи, другими сервисными компаниям – один из ключевых факторов, способствовавших росту выручки видеосервисов в 2021 г., отмечает Елена Крылова, директор по проектам «ТМТ консалтинга». Среди других – развитие цифровых экосистем, увеличение онлайн-кинотеатрами инвестиций в производство собственного кино- и сериального контента, влияние пандемии, которое выражается в росте интереса к домашнему просмотру, добавила она.

Эти же самые факторы аналитики «ТМТ консалтинга» закладывают и в прогноз по развитию рынка на 2022 г.: рост составит 28%, до 55,5 млрд руб. На динамику роста рынка может оказать влияние изменение геополитической ситуации.

«Оно, с одной стороны, может привлечь к российским видеосервисам дополнительную российскую аудиторию, с другой – сократить доходы от предоставления услуг на зарубежных рынках», – отмечается в исследовании.

Впервые в этом году «ТМТ консалтинг» в своем исследовании проанализировал и работу видеосервисов, принадлежащих телеком-операторам. По оценке аналитиков, в 2021 г. совокупная выручка операторских видеосервисов составила 11,9 млрд руб. Крупнейшими игроками на этом рынке являются принадлежащий «Ростелекому» Wink (42% от совокупной выручки операторских видеосервисов) и видеосервис МТС, который после перезапуска в апреле прошлого года получил название Kion (22%).

Доходы Kion за неполный год работы после перезапуска превысили выручку сервиса-предшественника МТС ТВ более чем в 3 раза, отмечается в исследовании. Этому, как считают аналитики «ТМТ консалтинга», способствовал ряд факторов, в числе которых – добавление доступа к онлайн-кинотеатру в ряд пакетов услуг (с мобильной связью, со спутниковым ТВ), выпуск оригинальных эксклюзивных проектов.

Kion в 2021 г. выпустил 21 оригинальный проект, среди которых сериалы «Хрустальный», «Пингвины моей мамы», «Секреты семейной жизни», «Клиника счастья» и др., сообщил «Ведомостям» представитель видеосервиса: «Мы действительно отмечаем уверенный рост, по большей части достигнутый за счет верных ставок по линии производства и выпуска оригинальных проектов, которые становились предметами обсуждений и дискуссий».