Темп роста рынка настольных игр замедлился

Среди причин – уход крупных западных участников рынка и снижение спроса после бума продаж в пандемию
Андрей Гордеев / Ведомости

В 2022 г. рост рынка настольных игр замедлился и составил в сравнении с 2021 г. лишь 12,8%, увеличившись до 22 млрд руб., следует из данных одного из крупнейших участников рынка – издательства Hobby World. Ранее, с 2019 по 2021 г., он в среднем ежегодно составлял 30–67%, указано там же. В издательствах «Стиль жизни» и Cosmodrome Games согласились с такой оценкой динамики рынка.

Hobby World включает в себя бренды Hobby World и Magellan и, по собственным оценкам, занимает 10% российского рынка настольных игр. Другие крупные издательства настольных игр – «Стиль жизни» (4,4%; здесь и далее – по оценке Hobby World), Cosmodrome Games (2,7%), Bondibon (2,63%), Gaga Games (2,47%). В Cosmodrome Games свою долю на рынке оценили в 4%.

Замедление роста рынка в 2022 г. связано со снижением спроса на настольные игры после бума продаж во время пандемии, говорит бренд-директор «Стиля жизни» Мария Шведова. В 2020–2021 гг. действовали коронавирусные ограничения для проведения развлекательных мероприятий и настольные игры, как объясняет она, заменили другие популярные виды досуга. «А в 2022 г. многие вернулись к привычным развлечениям», – говорит Шведова.

Другая причина – уход из России западных брендов, отмечают в Hobby World, «Стиле жизни» и Cosmodrome Games. Весной 2022 г. поставки игр в Россию прекратили американские компании Hasbro и Mattel, а также канадская Spin Master. До начала СВО компания Hasbro (бренды Hasbro Gaming и «Монополия») была лидером рынка настольных игр. Hobby World оценивает ее долю по итогам 2021 г. в 15–20%, Cosmodrome Games – в 25%, «Стиля жизни» – в 30%. Долю Mattel и Spin Master за аналогичный период в Cosmodrome Games оценивают в 4 и 3% соответственно.

Кроме того, крупные западные кино- и видеоигровые студии запретили издательствам-партнерам поставлять участникам российского рынка настольные игры с использованием принадлежащих им брендов, добавляет Шведова. Например, в России не вышли новые игры по «Звездным войнам» (лицензия принадлежит Disney), Assassin’s Creed (Ubisoft) и Skyrim (Bethesda Game Studios), а также дополнение к игре по фильму «Дюна» (Legendary), отмечает она. По оценке Шведовой, в общей структуре продаж игры по мотивам популярных фильмов и видеоигр составляли до 20%. Директор по маркетингу Cosmodrome Games Владимир Эделев считает, что их доля была ниже – до 8%.

Еще один негативный фактор – снижение покупательной способности населения, отмечает маркетинг-директор холдинга Hobby World Наталья Супрунюк.

Рынок в 2022 г. рос за счет повышения цен на игры, говорят в Hobby World, «Стиле жизни» и Cosmodrome Games. По оценке Эделева, цены в среднем выросли на 10–15%. На импортные игры они увеличились на 20%, знает Шведова. Основные факторы увеличения цен – удорожание логистики и колебание курсов валют, поясняет она. Существенная часть материалов для создания настольных игр ввозится из Китая, говорят Шведова и Эделев. А плотный картон, который нужен для изготовления карт, изготавливают в Италии, добавляет Супрунюк.

В 2023 г. рынок останется на уровне 2022 г., считают Супрунюк и Шведова. Практически весь 2023 год уйдет, как считает Шведова, на заполнение образовавшихся брешей в ассортименте настольных игр: уже сейчас выпавший объем рынка замещается за счет увеличения производства локальных игр. «Кроме того, российские участники рынка стали намного активнее смотреть в сторону игр от мелких зарубежных издательств», – добавляет она.

Более позитивный прогноз дает Эделев: по его оценке, в 2023 г. рынок вырастет на 10–15%: «На фоне ограниченного выбора способов проведения досуга (например, снизилось количество релизов в кинотеатрах) люди переключаются на альтернативные варианты развлечений, в том числе на настольные игры».

В связи с тем что крупные зарубежные правообладатели перестали переводить и локализовывать в России свои игры, стоит ожидать роста продаж на «Авито» и в других c2c-каналах дистрибуции, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При этом рост российского рынка настольных игр, хоть и с дальнейшим замедлением динамики, продолжится, добавляет он: «Настольные игры – очень удобный формат семейного времяпрепровождения. А в условиях, когда доходы потребителей находятся под давлением, это лишняя возможность собраться дома, а не в заведениях общественного питания».