Группа Skyeng вышла в лидеры edtech-рынка

Одной из ключевых причин стал сезонный рост спроса на детское образование
Skyeng

Группа компаний Skyeng (включает в себя онлайн-школы Skyeng, Skysmart и Skypro) стала лидером edtech-рынка в I квартале 2023 г., следует из данных агентства Smart Ranking. А образовательный холдинг Skillbox (контролируется VK, в него входят онлайн-школы Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama и Lerna), который занимал первую строчку рейтинга по итогам 2022 г., опустился на вторую позицию.

Выручка ГК Skyeng (специализируется на сегментах иностранных языков, детского образования и дополнительного профессионального образования; ДПО), по оценке Smart Ranking, выросла на 12,2% до 3,4 млрд руб. к аналогичному периоду 2022 г. У холдинга Skillbox (специализируется на ДПО) она снизилась на 6,3% до 2,53 млрд руб. за тот же период.

В 2022 г. выручка ГК Skyeng составила 9,7 млрд руб., а холдинга Skillbox – 11,3 млрд руб., оценивало Smart Ranking.

В топ-5 компаний рейтинга также вошли «Яндекс.Практикум» (ДПО), выручка которого за январь – март 2023 г. осталась на уровне I квартала 2022 г. – 1,7 млрд руб., детская образовательная платформа «Учи.ру» (с февраля 2023 г. ею полностью владеет VK) с ростом выручки на 11,7% до 950 млн руб. и онлайн-школа для детей «Умскул» (25% в ней принадлежит VK), выручка которой выросла на 14,6% до 860 млн руб.

Во втором полугодии 2022 г. Smart Ranking изменило методику расчетов и стало учитывать совокупную выручку по всем онлайн-школам группы Skyeng, пояснила аналитик агентства Маргарита Арановская. Совокупную выручку холдинга Skillbox исследовательская компания оценивает с 2020 г., также добавила она.

Общая выручка топ-100 edtech- компаний в I квартале 2023 г. выросла к аналогичному периоду 2022 г. на 23% примерно до 26 млрд руб., по расчетам Smart Ranking. Наиболее существенный прирост продемонстрировал сегмент детского образования – он увеличился на 26,9% до 8,4 млрд руб., ДПО выросло на 19% до 9 млрд руб., сегмент иностранных языков – на 12,6% до 1,8 млрд руб.

В 2022 г. выручка топ-100 edtech- компаний, по данным Smart Ranking, в России увеличилась на 17,95% до 87 млрд руб. В 2021 г. темпы роста 100 крупнейших компаний в сфере онлайн-образования составили 70%.

Основным драйвером роста выручки ГК Skyeng является детское направление – Skysmart, отметил исполнительный директор группы Рустам Айнетдинов: «Уже сейчас доля Skysmart в общей структуре выручки ГК приближается к 50%. Другой фактор [выхода Skyeng в лидеры] – снижение спроса на курсы ДПО».

Коллекционеры онлайн-школ

Владельцем 61% ООО «Скаенг» (юрлицо онлайн-школы Skyeng) является сооснователь компании Харитон Матвеев, следует из базы «СПАРК-Интерфакс». Еще 39% принадлежит кипрской компании Vimbox Limited. VK владеет 50,06% Skillbox Holding Limited (22,72% – у основателей Skillbox, 14,21% – у фонда Александра Галицкого, еще 13% зарезервировано под программу мотивации сотрудников). В VK входят онлайн-школы в сегменте ДПО Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama и Lerna. Кроме того, компании принадлежит детская образовательная платформа «Учи.ру» и доли в платформах для школьников «Тетрика» (60,7%), «Умскул» (25%) и «Алгоритмика» (7,88%). Также VK владеет 100% информационно-коммуникационной платформы для школьников и учителей «Сферум».

Детское образование действительно растет динамичнее остальных сегментов рынка, подтверждают Арановская и Михаил Мягков, гендиректор онлайн-школы Maximum Education (специализируется на детском дополнительном образовании). «Родители, несмотря на нестабильность, продолжают активно вкладываться в образование детей», – объясняет тренд Мягков.

На лидерство Skyeng повлияла и сезонность, думает руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. В сегменте детского образования, который является профильным для Skysmart, на I квартал приходится пик спроса, отмечает она: «Поскольку это период, предшествующий завершению учебного года, и время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ».

На 23%

или примерно до 26 млрд руб., выросла общая выручка топ-100 edtech-компаний в I квартале 2023 г. к аналогичному периоду 2022 г.

В то же время спрос на большинство направлений ДПО в I квартале снизился, в том числе на курсы по IT-специальностям, подтверждают гендиректор образовательной платформы «Нетология» (специализируется на ДПО) Марианна Снигирева. «Основные факторы – падение платежеспособности населения и охлаждение интереса к обучению после ажиотажа в прошлом году», – поясняет она.

По методологии рейтинга Smart Ranking по финансовым показателям и по количеству пользователей образовательные технологии VK продолжают уверенно лидировать в России, утверждает представитель VK. Но абсолютные показатели по выручке образовательных активов холдинга за I квартал он «Ведомостям» не раскрыл.

По итогам 2023 г. рынок онлайн-образования в России увеличится на 15–30%, прогнозируют Арановская, Снигирева и Айнетдинов. Наиболее динамично растущими сегментами останутся детское образование и ДПО, считает Арановская. Детский сегмент, по оценке Мягкова и Арановской, увеличится на 20–30%.

Аналогичный рост может показать и сегмент ДПО, полагает Арановская. При этом сегмент иностранных языков увеличится только на 10–15%, поскольку он близок к насыщению, считает она. С тем, что этот сегмент покажет лишь «небольшой рост», согласен и Айнетдинов.