«Яндекс» купил kidtech-платформу «Сказбука»

Сумма сделки могла составить до 120 млн рублей, оценивают аналитики
t.me/skazbuka

«Яндекс» приобрел у мальтийской компании Zebrainy Ltd kidtech-платформу развивающих игр для детей дошкольного возраста «Сказбука», рассказал «Ведомостям» представитель интернет-компании. Сделку со стороны продавца подтвердили совладельцы Zebrainy Ltd – основатель «Сказбуки» Кеша Скирневский и представитель инвесткомпании Prytek (основной акционер – предприниматель Андрей Яшунский, до 2021 г. в число акционеров входил основатель компании «Технониколь» Игорь Рыбаков). Сумму сделки стороны не раскрыли.

Дети дошкольного возраста активно потребляют онлайн-контент: 83% детей 4–5 лет пользуются интернетом, в возрастной категории 6–8 лет этот показатель составляет уже 97%, следует из данных исследования Kids & Teens компании Mediascope. Данные получены в результате опроса 11,5 млн детей и родителей, проживающих в городах с населением свыше 100 000 человек, с ноября по декабрь 2022 г. и с апреля по май 2023 г. К образовательным онлайн-сервисам с разной периодичностью обращаются 39% детей 4–8 лет, указано там же.

Совокупная выручка kidtech-компаний (специализируются на образовательных технологиях для детей) в 2022 г., по данным Агентства инноваций города Москвы, выросла на 47,4% до 22,7 млрд руб.

«Сказбука» основана в 2017 г. На ней для детей предлагается более 40 мини-игр, которые развивают логику, эмоциональный интеллект, навыки чтения, счета, рисования и т. д. Приложение монетизировалось по подписке, которая составляла порядка 400 руб. в месяц. На 2022 г. 50% юрлица «Сказбуки» Zebrainy Ltd. владели Скирневский и израильский предприниматель Вадим Барштак, остальными 50% – инвесткомпания Prytek, уточнил инвестдиректор Prytek Шомоиль Рабаев.

Выручка «Сказбуки» в последний раз раскрывалась в 2020 г. Тогда Яшунский сообщал «Ведомостям», что в 2018 г. выручка мальтийской Zebrainy Ltd. составила $50 000 (4,8 млн руб.), в 2019 г. – $200 000 (19,3 млн руб.). В 2020 г. выручка компании увеличилась примерно в 5 раз, говорит Рабаев.

В 2022 г. магазины приложений App Store и Google Play ограничили прием платежей для пользователей из России. В результате «Сказбука» в марте потеряла возможность принимать платежи через эти магазины и часть пользовательской базы из-за невозможности продлить подписку, говорил ранее «Ведомостям» Скирневский. Но впоследствии, отметил он, платформа внедрила свою систему платежей. На начало 2022 г. 80% подписчиков «Сказбуки» приходилось на Россию, также сообщил он.

По словам Рабаева, в 2022 г. действительно была зафиксирована «просадка» по выручке, но компания «уже нагнала прежние темпы роста». Актуальный размер выручки компании Скирневский и Рабаев раскрыть отказались. По данным Агентства инноваций города Москвы, в 2022 г. она составила около 52,4 млн руб.

«Яндекс» и ранее покупал контентные активы. Так, в июне 2022 г. компания приобрела права на использование технологической платформы сервиса цифровых книг Bookmate на территории СНГ. А в декабре перезапустила его в подписке «Яндекс плюс». Но покупка платформы «Сказбука» – первая сделка M&A «Яндекса» в детском сегменте. Ранее компания заключала в нем только контентные сделки.

В 2019 г. «Яндекс» инвестировал в перезапуск мультсериала «Смешарики» и получил эксклюзив на онлайн-показ нового сезона на «Кинопоиске» (принадлежит «Яндексу»). В 2020 г. компания показывала на «Кинопоиске» в «эксклюзивном окне» (предполагает показ раньше, чем на других видеосервисах) новые серии «Лунтика» и «Барбоскиных». В 2022 г. «Яндекс» совместно с «Детским радио» (входит в холдинг «ГПМ-радио») запустил подкаст «Хрум головоломка».

Онлайн-школы теряли инвесторов

Инвестиции в российские kidtech-стартапы в 2022 г. сократились на 98% до $0,8 млн (67 млн руб.), следует из данных Агентства инноваций Москвы. Инвестиции в edtech-рынок в прошлом году упали в 3,5 раза до 4 млрд руб., следует из данных агентства Smart Ranking. Эксперты объясняли эту тенденцию прекращением всплеска интереса инвесторов к сегменту, который сформировался во время пандемии, геополитической ситуацией и сворачиванием деятельности в России ряда зарубежных инвестфондов (крупнейший из них – Baring Vostok). При этом они отмечали, что наиболее привлекательным сегментом для инвестирования на российском рынке останется сегмент дополнительного детского образования.

Команда «Сказбуки» перейдет в «Яндекс», платформа продолжит работу под тем же названием, уточнил представитель интернет-компании. Уже сейчас около 6 млн семей с детьми до 10 лет являются подписчиками «Яндекс плюса», добавила руководитель сервисов для детей и родителей в «Яндексе» Татьяна Умряева.

С учетом просадки выручки сервиса в 2022 г. сумма сделки могла составить до 120 млн руб. по мультипликатору, равному двум годовым выручкам, оценивает аналитик департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Либин: «В текущей конфигурации бизнеса «Яндекса» контентные сервисы экосистемы компании ориентированы в основном на взрослую аудиторию. Но, возможно, на базе «Сказбуки» компания как раз и будет развивать детское направление».

Сейчас основная аудитория медийных сервисов «Яндекса» – взрослые и молодежь, а дети пока недостаточно охвачены контентом, соглашается директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. Поэтому M&A-сделка в детском сегменте – абсолютно логичное решение для экосистемы «Яндекса», ориентированной на максимально широкую аудиторию, добавил Колесов.

В целом детское направление сейчас, по его словам, усиливают и другие крупные экосистемы. Так, в 2023 г. VK, например, полностью консолидировала детскую онлайн-школу «Учи ру», образовательную платформу для школьников «Сферум» и увеличила долю в детском образовательном сервисе «Тетрика» до 90%.