В России взлетели тиражи духовно-просветительских журналов

А выпуск гендерных и молодежных изданий резко сократился
Евгений Разумный / Ведомости

Общий годовой тираж духовно-просветительских журналов (издания о вере и религии) в России в 2023 г. вырос более чем в 4 раза к 2022 г. до 4,6 млн экземпляров, следует из данных Российской книжной палаты (РКП). В 2022 г. аналогичный показатель составил 1,1 млн экземпляров. Количество наименований духовно-просветительских журналов при этом осталось практически неизменным: в 2023 г. в стране выпускалось 75 таких изданий, в 2022 г. – 77. Данные о тиражах журналов РКП основываются на сведениях об их зарегистрированных обязательных экземплярах.

Совокупный тираж журналов в 2023 г., по данным РКП, наоборот, снизился к 2022 г. на 11,1% до 540 млн экземпляров. Большое падение показали гендерные издания – для женщин (на 24% до 24,6 млн экземпляров) и мужчин (на 54% до 570 000 экземпляров). В первом случае количество наименований изданий сократилось на 25,5% до 35, во втором – на 71,4% до двух. Так же существенно упали тиражи молодежных журналов – на 80,3% до 428 200 экземпляров. Количество их наименований снизилось на 19% до 18.

Снижение тиражей гендерных журналов связано в том числе с уходом из России зарубежного глянца и переводом части изданий только в онлайн-формат, пояснил президент Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати (СППИ ГИПП) Алексей Иванов. Зарубежные издатели отозвали в 2022 г. лицензии на выпуск популярных журналов в России, среди них Elle и Elle Girl, «Домашний очаг» (лицензии на их издание принадлежат медиагруппе Hearst), Vogue, GQ, Tatler (принадлежат Conde Nast) и др. В 2022–2023 гг. издательский холдинг Shkulev Media, например, отказался от выпуска печатных версий женского журнала theGirl (бывший Elle Girl) и мужского Maxim, на текущий момент они доступны только в онлайн-формате.

Рынок дистрибуции прессы в экземплярах сокращается с 2010 г., следует из данных СППИ ГИПП. В 2022 г. он, согласно оценке СППИ ГИПП, упал к 2021 г. на 37,5% до 500 млн экземпляров. В деньгах за тот же период рынок дистрибуции прессы показал снижение на 22% до 32 млрд руб. Данные по 2023 г. пока не были представлены.

Новые виды религиозной периодики и литературы сейчас появляются в православных магазинах в связи с ситуацией в стране, говорит первый вице-президент Центра политических технологий, специалист по истории Русской православной церкви (РПЦ) Алексей Макаркин. Например, по его словам, расширяется ассортимент книг и журналов, посвященных защитникам России всех времен, в том числе периода спецоперации. В церквях, как говорит Макаркин, обычно лежит журнал Московской патриархии.

Но предложение духовно-просветительской прессы сейчас опережает спрос – увеличение ее тиражей не ведет к росту религиозности, уверен эксперт: «Старшие поколения уже имеют такую литературу, а в среде молодежи растет антиклерикализм».

Увеличение интереса к религиозной периодике и литературе не коррелирует с количеством верующих – изменения их числа социологи не фиксируют, подтверждают ведущий аналитик фонда «Общественное мнение» Григорий Кертман и социолог Денис Волков.

«Хотя в вопросах о религиозных практиках роста мы не видим, для кризисных времен характерен запрос на экстрасенсов, на психологические и религиозные вещи. Это один из способов справляться со стрессом», – объяснил Волков.

«Ведомости» направили запрос в РПЦ.