ЧТО БУДЕТ НА НЕДЕЛЕ: Кончена вольница


14 февраля исполняется шесть лет Договору между федеральным центром и Татарстаном о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения. Эта дата, к большому неудовольствию казанских властей и лично президента Минтимера Шаймиева, снова даст повод центральной власти задуматься, не договориться ли по-иному с самостийной Татарией и рядом других особо равноправных субъектов Федерации. Задумаются в Белом доме непременно, потому что по всему видно: укрощение строптивых губернаторов - это то, чем Путин склонен очень скоро заняться в силу личных качеств и своих представлений о приоритетах государственной политики. Это видно даже сквозь весьма, как правило, невразумительные высказывания и. о. президента о собственных намерениях. И если Путин говорит, что не хочет раскрывать свою экономическую программу, поскольку она в условиях предвыборной кампании непременно станет объектом критики и у кого-нибудь обязательно да вызовет раздражение, лишая Владимира Владимировича переходящего звания президента всех россиян, то это свидетельствует сразу о нескольких вещах. Во-первых, о неполной зрелости Путина как публичного политика, поскольку он, по сути, напрямую заявляет о неготовности отстаивать свою точку зрения в рамках открытой дискуссии. Во-вторых, о том, что часть избирателей предупреждена исполняющим обязанности, что после выборов ее ожидают неприятные сюрпризы. Но, в-третьих, высказывание Путина говорит и о том, что что-то он собирается делать, коль скоро чьи-то интересы будут затронуты.

На самом деле целостной экономической программы нет.

"Капиллярная система государственного регулирования экономической и социальной сферы" - не в счет. На этой неделе продолжатся заседания в Центре стратегических разработок, и состоявшиеся там до сих пор дискуссии ярко показали, что путинский штаб не определился пока даже в подходах к решению фундаментальных вопросов экономики. Но некоторые акценты уже слышны. Поддержка ВПК. Декриминализация.

Подчинение регионов. На последнем, например, заседании центра цитировалось исследование, проведенное компанией McKinsey и установившее, что росту инвестиций в Россию (как иностранных, так и национальных) препятствует "чрезмерное администрирование на региональном уровне". Поэтому к дисциплинарным мерам в отношении чрезмерно вольных регионов, т. е. практически всех, Путина в самом ближайшем будущем станут подводить сразу две группы влияния. Во-первых, это собранные в ЦСР либеральные экономисты, отражающие (не в последнюю очередь) интересы корпораций, надеющихся в 2000 г. заново пережить хлебные 1996 - 1997 гг. - время евробондов, западных кредитов и АДР. Этой группе наведение конституционного порядка в регионах интересно по описанным компанией McKinsey причинам.

Вторая группа обладает еще более непосредственным доступом к и. о. президента. Если ЦСР с его либеральными экономистами размещен метрах в пятистах от Кремля, то люди, пришедшие на вершину власти вместе с Путиным из ФСБ, занимают кабинеты непосредственно в чертогах. А для недавних чекистов борьба со злоупотреблениями в органах Министерства внутренних дел составляет основной профессиональный инстинкт. Главный же системный сбой в МВД связан с тем, что его региональные структуры, без которых от ведомства остается только здание на Житной площади, де-факто переподчинились губернаторам, которые ставят их на доппаек. Поэтому губернскую незалежность скоро начнут урезать сразу с двух сторон. Чеченская кампания, разумеется, совсем особая история, но по большому счету это первое показательное выступление на ту же тему.

И что касается Чечни, то на этой неделе главное, наверное, даже не в том, что начнется "горный этап военной фазы". И не в том, что в Чечню отправится группа депутатов Госдумы. Более значимым в политическом плане представляется другое - 11-я годовщина вывода советских войск из Афганистана, отмечаемая 15 февраля. Ведь в споре пацифистов-западников с властью есть в действительности только один корректный стержневой вопрос: нужно было вводить войска в Чечню или нет? Все остальное: точны ли бомбежки, можно ли ходить в штыковую атаку с меньшей артиллерийской поддержкой, кого можно обменивать на пленных солдат, а кого нельзя, все это вопросы исполнения. Вопросы чрезвычайно важные и временами трагические. Но попытки дать на них высокопарные ответы из благополучной Москвы, попытки учить воюющих в Чечне генералов, сидя в Останкинской студии на программе "Глас народа", выглядят по меньшей мере необоснованно, а поэтому большого влияния на аудиторию не окажут при всей своей интенсивности. Без опасения оказаться тыловой сволочью в Москве можно обсуждать политический выбор: воевать или не воевать вообще. А ядро этой проблемы формулируется так: станет ли Чечня новым Афганистаном? Победить народ невозможно это было зафиксировано 11 лет назад. Кто воюет в Чечне против федеральных войск - народ или бандиты - этот вопрос неизбежно будет поставлен в связи с годовщиной вывода советских солдат из Афганистана. Первый замначальника Генштаба Валерий Манилов считает, что угрозы широкомасштабной партизанской войны - блеф. На этой неделе, несомненно, прозвучит и иная точка зрения.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Данный прогноз написан специально для "Ведомостей"