Последний довод США


Если пушки всегда считались последним доводом королей, то экономические санкции можно назвать последним доводом Соединенных Штатов. Особенно активно они используют его против стран, чья политика, по мнению американских лидеров, представляет угрозу национальным интересам США. Теперь американские законодатели разработали новый вид экономического оружия. Они намерены принять закон, который впервые закроет доступ на американский рынок капитала компаниям, чья деятельность идет вразрез с принципами внешней политики США.

На прошлой неделе палата представителей почти единогласно приняла законопроект о санкциях против Судана, где вот уже 20 лет не прекращается гражданская война, унесшая около 2 млн жизней. Американским компаниям запрещено работать в Судане, и все больше членов Конгресса США считают необходимым принятие мер, которые бы ограничили деятельность в этой стране иностранных компаний. Законодатели надеются, что лишение правительства Судана доходов от добычи нефти и газа поможет приблизить конец войны. Однако на этот раз деловые круги США и администрация президента Джорджа Буша выступают против применения любимого оружия американской внешней политики. Администрация возражает против двух положений законопроекта. Одно из них запрещает любой компании, как американской, так и иностранной, работающей в нефтегазовом секторе Судана, привлекать капитал или торговать ценными бумагами на американском рынке. Второе положение более мягкое: оно требует от всех компаний, работающих в Судане, сообщать об этом Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Возможность принятия мер, блокирующих доступ иностранных компаний на фондовый рынок США, была резко негативно встречена как американскими, так и иностранными бизнесменами. Джим Баки, генеральный директор канадской нефтяной компании Talisman Energy, заявил, что в случае принятия закона его компания будет вынуждена продать свою долю в разработке нефтяного месторождения в Судане, поскольку иначе она будет исключена из листинга Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Между тем в Судане добывается 10% нефти Talisman. Баки, назвавший законопроект "опасным", заявил, что инициатива Конгресса будет "очень плохо воспринята всеми иностранными инвесторами, которые намерены разместить свои акции в США". Помимо Talisman Energy от принятия закона пострадают также работающие в Судане китайская компания PetroChina и шведская Lundin Oil.

Дэвид Стронгин, директор отдела международных финансов Ассоциации индустрии ценных бумаг США (организации, объединяющей более 500 брокеров и дилеров, специализирующихся на операциях с ценными бумагами), заявил, что принятие закона по Судану - это "плохо для рынков капитала, плохо для инвесторов, плохо для бизнеса". Закон, по его мнению, заставит иностранные компании размещать акции за пределами США. Законопроект еще должен быть принят сенатом, который в прошлом году заблокировал попытку включить положение о запрете доступа на рынки капитала в закон, направленный против распространения оружия Китаем.

Закон по Судану вызывает такое беспокойство бизнесменов потому, что одним Суданом дело может не ограничиться. Под давлением Конгресса в мае SEC ввела положение, по которому компании обязаны сообщать о своей деятельности в любой стране, сотрудничество с которой в США запрещено, а именно в Северной Корее, Иране, Ираке, Ливии и на Кубе. Защитники прав человека и религиозные организации надеются, что меры, предусмотренные законом по Судану, будут распространены и на эти страны. "Мы приложим все усилия к тому, чтобы санкции на рынках капитала применялись по широкому кругу вопросов. Глупо думать, что дело ограничится одним Суданом", - заявил один из вашингтонских лоббистов. (FT, 20. 06. 2001)