Рекламщики затягивают пояса


Мэдисон-авеню готовится к очередному крупномасштабному сокращению рабочих мест: рекламные агентства подсчитали ущерб, который причинили их бизнесу последствия террористических атак в Соединенных Штатах. Борьба рекламных и маркетинговых агентств за выживание обострилась еще в январе нынешнего года, когда стало известно, что многие отрасли в течение года сократят расходы на рекламу своих брэндов. Небольшие агентства стали сливаться с другими или вовсе закрываться, крупные сократили в общей сложности 18 125 рабочих мест, по оценке рекрутингового агентства Talent Zoo. Таким образом, в этом году уведомление об увольнении получил каждый четвертый из 72 500 служащих 200 крупнейших в мире рекламных компаний. Talent Zoo основывается на сведениях, полученных от уволенных сотрудников, и на собственных исследованиях в области рынка труда. После 11 сентября рекламная индустрия оказалась в еще более удручающем состоянии: компании были вынуждены придержать сотни миллионов долларов рекламных расходов в ожидании лучших времен. В результате индустрия уже второй год будет страдать от беспрецедентного падения спроса на ее продукцию.

В этом году общие расходы на рекламу, по оценкам аналитиков, упадут на 9%, в следующем году, по некоторым прогнозам, они сократятся еще на 2%. Огромное количество рекламных заказов отозвали банки, инвестиционные компании, авиалинии, отели. Даже автомобильные компании и производители потребительских товаров не спешат с новыми рекламными проектами. Для многих агентств этого оказалось достаточно. "Сомнений нет: мы должны что-то предпринять для сокращения наших расходов", - объясняет Марк Партичелли, генеральный директор маркетинговой компании Modem Media, частично принадлежащей большому рекламному холдингу Interpublic Group. В минувшую среду Modem Media сократила 7% своих сотрудников (штат компании составлял 616 человек). Такая мера была предпринята в ожидании очередного сокращения доходов в следующем квартале. Нью-йоркский офис Modem Media был вообще закрыт. Нынешние сокращения в рекламной индустрии имеют чисто экономическую причину. У рекламных агентств практически нет иных активов, кроме служащих, поэтому на сокращение доходов отрасль отвечает увольнениями. До терактов в США большинство агентств надеялись поправить свое положение в IV квартале, однако после 11 сентября им пришлось примириться с мыслью, что на быстрое восстановление рассчитывать не приходится. По данным исследования, проведенного Credit Suisse First Boston, за первые восемь месяцев текущего года крупные рекламные агентства получили от новых компаний $10,6 млрд - на 9,4% меньше, чем за тот же период в 2000 г. ($11,7 млрд). В наихудшем положении оказались агентства, чьи клиенты принадлежат к отраслям, особенно пострадавшим в результате терактов. (WSJ, 28. 09. 2001)