Первые отказники


Компания Walt Disney заявила, что отныне не будет заказывать консалтинговые услуги у той же компании, что проводит аудит ее бухгалтерской отчетности. Ее примеру могут последовать и другие фирмы, что станет чувствительным ударом по аудиторам.

Disney - первая крупная компания, сделавшая подобное заявление. Представители Disney при этом подчеркнули, что у компании нет никаких проблем с ее внешним аудитором PricewaterhouseCoopers. Однако принятое решение, возможно, поможет Disney оградить себя от претензий, которые могут возникнуть в ходе приобретающих все большую остроту дебатов о практике работы аудиторских компаний. В феврале должно состояться годовое собрание акционеров Disney, на котором некоторые акционеры планируют поднять вопрос о целесообразности заказа у PwC как аудиторских, так и консалтинговых услуг (за которые Disney заплатила в 2001 г. $8,6 млн и $31,9 млн соответственно).

Примеру Disney в скором времени могут последовать крупнейший в мире производитель оптоволоконных кабелей Corning, энергетическая компания Mirant и издательство The New York Times. Если крупные корпорации начнут в массовом порядке отказываться от консалтинговых услуг своих внешних аудиторов, последним придется всерьез задуматься о реорганизации бизнеса, поскольку значительную долю их доходов дает консультирование. Corning, например, в 2000 г. заплатила PwC $2,5 млн за аудит и $13,3 млн - за консультирование. В том же году Mirant заплатила Arthur Andersen $2,2 млн за аудит, $1,2 млн - за услуги в области систем финансовой информации и еще $10,1 млн - за прочие услуги, включая помощь при проведении первичного размещения акций Mirant и консультации по оптимизации налогообложения.

Сами аудиторские компании демонстрируют готовность идти на определенные уступки. PwC на прошлой неделе объявила о планах выделить в отдельную компанию свое подразделение по предоставлению консалтинговых услуг в области менеджмента. Если это будет сделано, есть вероятность, что Disney продолжит заказывать аудиторские услуги у самой PwC, а консультировать Disney будет уже отделенная от PwC самостоятельная компания. По мнению председателя совета директоров KPMG Стивена Батлера, компании "большой пятерки" должны прекратить предоставление консалтинговых услуг тем своим клиентам, аудит которых они проводят. Сама KPMG выделила консалтинговое подразделение в отдельную компанию год назад.

Arthur Andersen, оказавшаяся в центре скандала, связанного с банкротством Enron, тоже сказала свое слово. Компания больше не будет принимать заказы на проведение внутреннего аудита и предоставление услуг в области систем финансовой информации для клиентов, на которых она работает в качестве независимого аудитора. А вот Deloitte & Touche предостерегает от поспешных действий, говоря, что "пока еще рано принимать или отвергать любые предложения" по реформированию аудиторско-консалтингового бизнеса. (WSJ, 1 - 4. 02. 2002)