Либо дороги, либо реформа


Вчера премьер Михаил Касьянов напомнил своему кабинету, что к 21 марта правительство должно придумать, как не оставить Россию без дорог, когда будет отменен последний оборотный налог - на пользователей автодорог. Кроме повышения акцизов на топливо у Минфина идей пока нет. Однако региональным властям и депутатам Госдумы это решение кажется спорным. С одной стороны, оно приведет к росту цен на бензин, с другой - не вернет и половины потерь от отмены налога.

О том, что с 2003 г. налог на пользователей автодорог (1% от выручки) будет отменен, известно уже год с лишним - с тех пор, как был принят закон о вступлении в действие второй части Налогового кодекса. Но как компенсировать потери Федерального дорожного фонда, пока не решено. А к маю правительство должно обнародовать основные параметры бюджета-2003. Поэтому Касьянов и сказал чиновникам, что необходимо "посмотреть на все акцизы, подоходный налог и другие", чтобы "окончательно быть уверенными, что доходы от налогов перераспределяются правильно". Как пояснил первый замминистра финансов Сергей Шаталов, присутствовавший вчера на совещании у премьера, речь шла именно об отмене налога на пользователей автодорог и способах его компенсации.

Налог на пользователей автомобильных дорог платят все юридические лица по ставке 1% от выручки. В 2001 г. этот налог позволил собрать в территориальные дорожные фонды немногим более 140 млрд руб. В 2002 г. запланировано получить около 155 млрд руб.

Пока в качестве компенсации Минфин предлагает повысить акцизы на горюче-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо, моторные масла), перераспределив часть поступлений в пользу регионов (сейчас топливные акцизы полностью зачисляются в федеральный бюджет). "[Повышение будет] значительно больше, чем годовая инфляция, - сказал Шаталов "Ведомостям". - Но не более чем в два раза". Но даже двукратное увеличение топливных акцизов принесет дополнительно лишь 65 - 70 млрд руб.

Летом прошлого года Шаталов называл в качестве еще одного источника компенсации увеличение налога с владельцев автомашин. Этот налог - от 200 руб. до 2000 руб. - платят ежегодно все владельцы автомашин. Но сейчас Шаталов эту идею обсуждать отказывается. А по мнению депутата Мосгордумы Александра Крутова, "даже 50-кратное увеличение не компенсирует всех потерь".

Депутаты Госдумы, с которыми Касьянов поручил обсудить возможное решение, уже склоняются к тому, что повышение акциза на топливо - не выход. "Это приведет к повышению цен на бензин, как минимум, на 20%, что дополнительно подстегнет инфляцию", - пояснил "Ведомостям" Сергей Штогрин, заместитель председателя бюджетного комитета. По его мнению, компенсировать регионам выпадение доходов можно было бы за счет перераспределения налога на прибыль (сейчас он распределяется между федеральным, региональным и местными бюджетами в пропорции 7,5% /14,5% /2%). Но еще лучше налог на пользователей автодорог сохранить еще на год: "За год мы продумаем, как компенсировать потери".

Эти настроения перекликаются с мнением региональных властей. На днях московский мэр Юрий Лужков обратился к Путину с просьбой сохранить налог на пользователей автодорог. "Третье транспортное кольцо не на что будет достроить", - поясняет чиновник московского правительства. Призыв Лужкова подхватили и в Санкт-Петербурге, где строится кольцевая дорога.