Топ-менеджерам не до учебы


В 2000 г., когда бизнес-образование переживало бум и топ-менеджеры, желающие повысить свою квалификацию, сыпались на школы золотым дождем, в Университете Дьюка решили превратить свои дорогостоящие мини-курсы для менеджеров в настоящую публичную компанию. Блэр Шеппард, генеральный директор проекта, названного Duke Corporate Education Inc., хвастался, что за два года предприятие добьется доходности больше $100 млн в год. Этим мечтам никогда не суждено было осуществиться.

Размещение акций DukeCE на открытом рынке принесло компании $0,5 млрд. В рейтинге корпоративных программ FT 2001 DukeCE заняла 2-е место. Однако в октябре прошлого года ей пришлось сократить штат на четверть. Главный партнер - технологическая компания Silicon Valley - обанкротился, его международный офис в Брюсселе закрылся. Школа стала терять клиентов. Среди них - технологическая компания Unisys и разработчик программного обеспечения Red Hat, еще в прошлом году пославший на обучение в DukeCE 22 своих менеджера. Сейчас доход DukeCE составляет $18 млн. Еще до того как стать коммерческим предприятием, школа зарабатывала $8 млн.

До недавних пор рассчитанные на топ-менеджеров программы executive education давали американским бизнес-школам основной доход и даже помогали финансировать другие, неприбыльные учебные курсы. Однако эти времена прошли: столкнувшись с экономическим спадом и резким сокращением прибыли, компании стали урезать бюджеты на обучение сотрудников. В последнем финансовом году доходы американских бизнес-школ от программ executive упали на 15 - 25% по сравнению с предыдущим годом. Прогнозы на следующий год тоже не радуют. В результате некоторые колледжи стали сокращать расходы и отказываться от запланированного ранее расширения учебных программ, питающихся прибылью курсов для топ-менеджеров. "Минувший год нанес нам удар", - говорит Брайан Тэлбот, до недавних пор ассоциированный декан факультета корпоративных программ Мичиганской бизнес-школы в Анн-Арборе при Мичиганском университете. В прошлом году эта школа отменила 25% курсов для менеджеров. Последние тенденции в экономике сказались на американских бизнес-школах самым пагубным образом. Например, Мичиганский университет раньше зарабатывал $800 - 1200 в день с человека. Теперь курсы для топ-менеджеров (точнее, оставшиеся из них) работают вполсилы. Еще в 2000/01 г. доходы от них достигали $29 млн, более четверти всех доходов бизнес-школы. Сейчас на топ-менеджерах эта бизнес-школа зарабатывает на 26% меньше. Корпоративные программы оказались в убытке - теперь уже школа, наоборот, должна выделять средства на поддержку истощившегося "кормильца". Те курсы, которые были отменены, не будут заменяться новыми, и на свободные позиции руководство решило не искать новых сотрудников. Дорогостоящие учебные программы для руководителей становятся компаниям не по карману. В эпоху всеобщего сокращения расходов корпорации экономят на обучении сотрудников, жалуется Пол Данос, декан бизнес-школы Tuck при Дартмутском колледже в Хановере (штат Нью-Гэмпшир). "По нынешним временам, если вы принесете боссу программу обучения сотрудников стоимостью $150 000, он скорее всего скажет: только не в этом году", - говорит Данос. По его словам, этим летом в школу Tuck записалось на 10% меньше абитуриентов, чем в прошлом году. Программа обучения менеджеров в школе сравнительно маленькая - она приносит всего $5 млн в год. Чтобы привлечь студентов, бизнес-школы разрабатывают более концентрированные узкоспециализированные курсы, в особенности в области стратегии или финансов - такие программы всегда обеспечивали максимальную прибыль. Темы, актуальные для времен технологического бума, такие как "сетевая экономика" и "доткомы", вышли из моды, свидетельствуют профессора Бабсон-колледжа. Составляя программу, школа обращается к более традиционной проблематике. Поскольку выбор предметов зависит от самих студентов, они экономят на количестве курсов, пытаясь извлечь максимум из немногих выбранных программ, говорит Томас Моор, декан корпоративных программ Бабсон-колледжа. "Там, где раньше студент брал три-четыре курса, теперь он ограничивается одним-двумя, - сетует он. - Да еще постоянно спрашивает: "Как это поможет мне в работе? " Специфическим хитом нынешнего сезона стали курсы по финансовой ответственности и корпоративной этике. Северо-Западный университет запускает новые курсы, посвященные деятельности советов директоров. Бабсон-колледж планирует на эту осень два онлайновых семинара по корпоративной ответственности. Тандерберд (Американская школа международного менеджмента в Глендейле, штат Аризона) тоже проведет этой зимой два подобных курса. Доход школы в прошлом году упал на 20%, и в этом году роста не ожидается. Большинство бизнес-школ строят довольно мрачные прогнозы на следующий год: по их мнению, он будет таким же или лишь немного лучше. Впрочем, руководство Мичиганского университета замечает, что с марта дела медленно пошли на поправку. Некоторые элитарные учебные заведения, работающие исключительно с первыми лицами компаний, начали понемногу восстанавливать силы. Школа при Колумбийском университете рассчитывает в этом году получить доход на таком же уровне, как до 11 сентября. Школа при Стэнфордском университете, у которой финансовый год заканчивается в августе, ожидает, что результаты будут не хуже прошлогодних. (WSJ, 6. 07. 2002)