Смена поколений в Bertelsmann


Гунтер Тилен, новый генеральный директор германского медиа-концерна Bertelsmann, посвятил первые шесть недель в новой должности восстановлению былых немецких традиций управления. Но, несмотря на то что американская деловая культура в концерне больше не в моде, Bertelsmann, по словам Тилена, продолжит активно расширяться на американском музыкальном и медиа-рынке. В Bertelsmann, как и в большинстве медиа-групп мира, произошла смена руководства: агрессивные сравнительно молодые управленцы времен технобума уступили место скучным руководителям, ориентирующимся на традиционные деловые ценности. Бывший гендиректор Томас Миддельхофф, ответственный за безудержную экспансию конца 90-х, в результате которой Bertelsmann накопил огромные долги, был в конце июля отправлен в отставку. Райнхард и Лиз Мон, владельцы концерна, являющиеся потомками Карла Бертельсманна, основавшего компанию в 1835 г., решили отказаться от услуг Миддельхоффа в пользу старожила концерна, 60-летнего Гунтера Тилена, которому оставался всего один год до пенсии. Миддельхофф играл в германском бизнесе примерно ту же роль, что и Жан-Мари Мессье - во французском. Сравнительно молодого (45 лет) и по-американски агрессивного Мессье тоже недавно сменили на опытного менеджера с традициями. Миддельхофф на пике своей популярности любил говорить, что представляет себя американцем с немецким паспортом. Тилен, напротив, заметил, что при всем уважении к США считает себя европейцем. Тилен в своем первом публичном выступлении после назначения заявил, что будет продолжать расширение, но только без больших приобретений. Рост будет достигаться оптимизацией процессов и повышением прибыльности, а главной целью компании останется выход на открытый рынок. "Мы должны быть готовы разместить наши акции на фондовом рынке в 2005 г. ", - сказал Тилен. Объявив о продаже специализированного издательства Bertelsmann Springer, Тилен отметил, что крупных продаж больше не будет. Новый гендиректор планирует сохранить все основные элементы холдинга и вывести их на уровень безубыточности. Bertelsmann - пятая по величине медиа-группа в мире, известная прежде всего своими телевизионными и издательскими проектами. В группу входят телекомпания RTL, специализирующееся на журналах издательство Gruner + Jahr, книжное издательство Random House, а также звукозаписывающая компания BMG. Возвращение некоторых компаний холдинга к рентабельности будет нелегкой задачей: первое полугодие с убытками закончили BMG и интернет-подразделение DirectGroup. Тилен пообещал, что музыкальный лейбл завершит год с прибылью от $100 млн до $120 млн (до налогов, процентов и амортизации), а DirectGroup станет рентабельной. Новый гендиректор опроверг сообщения о том, что семья Мон готовится выкупить 25,1% акций группы, находящиеся в собственности бельгийской инвестиционной группы GBL. "Этот вопрос сейчас не обсуждается", - заявил Тилен, отметив, что у семьи просто не найдется необходимой суммы: доля, о которой идет речь, может стоить до $7 млрд. Владельцы компании вполне довольны своими партнерами, заключил гендиректор. Свое первое появление на публике в новом качестве Тилен приурочил к ежегодной церемонии вручения премии Карла Бертельсманна. В этом году приз получила международная аналитическая организация Transpa-rency International, занимающаяся изучением коррупции в разных странах мира. По всей видимости, Тилен и в дальнейшем будет появляться перед прессой только в самых необходимых случаях: человек он принципиально непубличный. Проработал в компании 22 года, достиг высших позиций, но никогда не пытался выдавать себя за гуру менеджмента, несмотря на то что написание книг о собственной философии управления стало традицией для топ-менеджеров Bertelsmann. Свою философию Тилен в 90-х гг. сумел выразить короткой, но немодной в то время фразой: "Цель бизнеса - зарабатывать деньги". Но именно благодаря этой философии, а также скромности и педантичности Тилен заслужил доверие владельцев. В октябре 2001 г. Райнхард и Лиз Мон назначили его главой Bertelsmann Foundation и Bertelsmann Trust, таким образом передав Тилену прямой контроль над 75% акций медиа-концерна. В течение почти 50 лет этот пост занимал сам Райнхард Мон, который сумел вывести компанию из послевоенного кризиса и сделать ее заметным игроком на международном издательском рынке. Теперь Тилен покинул обе позиции, но остался близким доверенным семейства Мон. Тилена воспринимают в компании как человека, призванного навести порядок. Тилен начал с того, что снял руководителей DirectGroup и реорганизовал все подразделение. Новый гендиректор также отказался от англосаксонских управленческих элементов, введенных предшественником: отменил пост директора по операциям и директора по слияниям и поглощениям. Структура совета директоров вновь стала традиционно европейской, причем контроль над текущим функционированием бизнеса сосредоточен в руках шефов подразделений, а гендиректор, как говорит сам Тилен, лишь выполняет роль их представителя.