Евросоюз боится сибирского шелкопряда


Через два года у российских экспортеров леса может прибавиться хлопот с отправкой товара. Евросоюз хочет отказаться от поставок леса, не прошедшего санитарную обработку. Поскольку обработка увеличит себестоимость леса на 10 - 12% , российское сырье может потерять конкурентоспособность, опасаются эксперты.

В 2002 г. Еврокомиссия подготовила изменения к своей директиве "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Евросоюза вредных насекомых". По словам представителя пресс-службы Еврокомиссии Кэтрин Буньян, в сентябре 2003 г. эти изменения предполагается окончательно утвердить, а с 2005 г. они вступят в силу.

Новые правила борьбы с насекомыми могут осложнить жизнь российским экспортерам леса. Как указано в проекте директивы, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", лес из России можно будет экспортировать только после санитарной обработки и при условии наличия специального сертификата, удостоверяющего соответствие каждой партии древесины европейским санитарным стандартам. Добиться соответствия этим нормам можно, подвергнув сырье термической обработке, дезинфекции или пропитке под давлением. На долю необработанной древесины сейчас приходится до трети всей экспортной выручки леспрома. В прошлом году экспорт лесной продукции принес России около $4,3 млрд (при общем обороте отрасли чуть более $7 млрд).

Как объясняет Ханну Валтанен, директор Ассоциации лесной промышленности Финляндии, поводом для беспокойства Еврокомиссии является распространение популяций вредных насекомых, в частности dendrolimus sibiricus, также известного под названием "сибирский шелкопряд", который может уничтожить хвойный лес на территории в сотни тысяч га.

По оценке Якова Сахартова, ведущего специалиста лесопромышленного холдинга "Илим Палп", при соблюдении требований Еврокомиссии себестоимость древесины увеличится на 10 - 12%. Однако на практике эти меры означают резкое сужение рынка для российских экспортеров, ориентированных на экспорт леса естественной влажности, который составляет 40 - 50% рынка экспортных пиломатериалов.

"Используемая процедура обработки и сертификации слишком сложная и долгая", - говорит Ханну Валтанен. По его словам, ассоциация будет требовать ее упрощения хотя бы для леса из европейской части России (до Урала) , поскольку в европейской части сибирский шелкопряд не представляет какой-либо угрозы.

Российские участники лесного рынка по-разному относятся к перспективе принятия новой системы сертификации.

"Такая термическая обработка нарушит физико-технические свойства древесины, и ее попросту не будет никто брать. Европейский рынок будет закрыт для российского леса", - считает Сахартов из "Илим Палпа". Начальник лесного отдела концерна "ЛЕМО" Дмитрий Петров уверен, что новые правила сертификации ударят прежде всего по небольшим компаниями. "Для мелких российских заготовителей, ориентированных на продажу необработанного леса, повышение себестоимости может оказаться фатальным", - говорит эксперт.

Дмитрий Чуйко из "Илим Палпа" считает, что европейцы поступают правильно, пытаясь обезопасить себя от зараженной древесины. "На европейской части России сибирский шелкопряд не причиняет особого беспокойства, но возможность для его распространения из Сибири существует", - отмечает он. "У нас нет данных о том, что dendrolimus sibiricus принес какой-либо вред или хотя бы был обнаружен в европейской части России", - не согласен Валтанен.

Петров из "ЛЕМО" считает, что Еврокомиссия пытается уравнять возможности европейских и российских лесопромышленников, поставляющих более дешевый товар. "Однако сомневаюсь, что Европа решится полностью отказаться от российского леса", - говорит Петров. К примеру, Швеция специально закупает российский лес, чтобы сдерживать цены местных заготовителей".