Пряники кончились


С 2003 г. ход налоговой реформы в России определяют силовые, а не экономические ведомства. Генпрокуратура и МВД неразрывно связаны с тремя главными налоговыми идеями уходящего года, которые правительство намерено реализовывать в следующем. Речь идет о введении спецсчетов для уплаты НДС, изъятии сверхдоходов у нефтяников и пересмотре отношения к налоговой оптимизации.

Всю весну правительство радовало слух предпринимателей обещаниями снизить налоговую нагрузку. Единение бизнеса и власти в работе над планом налоговой реформы дошло до того, что за два дня до внесения в правительство собственных налоговых предложений министры финансов и экономического развития Алексей Кудрин и Герман Греф обсуждали их с руководителем налогового комитета РСПП Кахой Бендукидзе. Но радикальное снижение налогов, на которое рассчитывали бизнесмены, в итоге не состоялось. Вместо обещанного Михаилом Касьяновым снижения налоговой нагрузки в 2004 г. на 2% ВВП государство "подарило" бизнесу всего 0,96%. Столько "весят" снижение ставки НДС с 20% до 18% и отмена 5% -ного налога с продаж. Необходимое бизнесу снижение единого соцналога отложено, как минимум, до 2005 г. , а об остальных предложениях предпринимателей правительство предпочло вообще забыть.

Зато после атаки на совладельцев "ЮКОСа" о либеральной налоговой реформе не вспоминают и сами бизнесмены. За какие-то полгода Генпрокуратура, Министерство внутренних дел и Министерство по налогам и сборам убедили их в том, что уменьшение налоговых платежей с помощью дыр в законодательстве - это "дурно пахнущие схемы", а не "налоговая оптимизация". Крупные компании боятся быть заподозренными в "схемах" настолько, что отказываются пользоваться даже вполне законными налоговыми льготами.

Идея о том, что большинство предпринимателей - воры, породила и самую громкую налоговую затею уходящего года: введение с 1 июля 2004 г. спецсчетов для уплаты налога на добавленную стоимость. МНС и Минфин взяли на вооружение старый тезис о том, что из-за махинаций с НДС поступления от этого налога вскоре сравняются по объему с возвратом. Дескать, всему виной фирмы-однодневки, которые после введения спецсчетов не смогут больше обманом возмещать НДС из бюджета.

Под флагом борьбы с однодневками МНС уже ввело немало новаций - например, всеобщий ИНН, перерегистрацию юрлиц в налоговых органах, деление налогоплательщиков на "добросовестных" и "недобросовестных". Правда, на этот раз компании потратят на совершенствование своей налоговой дисциплины сумму, сравнимую с дополнительным доходом бюджета (30 млрд руб. в бюджете-2004). По расчетам Минэкономразвития, после введения спецсчетов НДС эффективная ставка этого налога для предприятий может вырасти с 18% до 22 - 27%. Но Минфин настаивает на введении спецсчетов несмотря на то, что до сих ни их сторонники, ни противники нововведения так и не смогли оценить масштабы уклонения от налогов с помощью фирм-однодневок, а единственная страна мира, на практике освоившая налоговое ноу-хау, - Болгария, которая несравнима с Россией ни по масштабам, ни по структуре экономики.

Дело "ЮКОСа" сделало самой модной налоговой идеей года изъятие сверхприбыли у нефтяников. Президент Владимир Путин оценил подлежащую изъятию сумму в $3 млрд. Чиновники бросились наперебой предлагать сравнительно прозрачные способы ее отъема. А чтобы у нефтяников не возникло желания спорить с государством, чиновники вытащили из долгого ящика написанный Минэкономразвития еще прошлой зимой законопроект о налоге "на право добычи нефти". С помощью этого налога чиновники могли бы в течение года пустить по миру все нефтяные компании страны.