Kodak прощается с пленкой


Корпорация Eastman Kodak, более века назад предложившая рынку первый в мире потребительский фотоаппарат, к концу нынешнего года прекратит продажи массовых моделей пленочных камер в США, Канаде и Западной Европе. Этот шаг свидетельствует о решительном повороте гиганта фотоиндустрии в сторону цифровых технологий.

В числе прочего Kodak ставит крест на одном из своих самых дорогих проектов, Advantix Advanced Photo System (APS). Пленочные камеры, использующие технологию APS, не получили популярности и фактически не приносили Kodak прибыли. Проект Advantix стоил более $1 млрд, и отказ от его развития стал для разработчиков нелегким решением.

Впрочем, ожидается, что корпорация по-прежнему будет продвигать на мировых рынках фотопленку как традиционного формата 35 мм, так и формата Advantix, а также одноразовые фотокамеры. В частности, в феврале должны появиться новые серии пленок Advantix экстра-класса и пленок 35 мм. Кроме того, в Китае, Индии, Восточной Европе и Латинской Америке будет выпущено шесть новых моделей пленочных камер - в этих регионах традиционная фотография все еще пользуется спросом. Однако в североамериканском регионе и Западной Европе Kodak вынуждена считаться с массовым переходом потребителей на беспленочные фототехнологии.

В США Kodak входит в тройку ведущих поставщиков цифровых камер. Пленочные аппараты сами по себе уже в течение долгого времени не приносили Kodak прибыли, но корпорация продавала их, зарабатывая на поставках фотопленки. В 2003 г. общие продажи пленочных камер в США упали на 15% до уровня 12,1 млн штук. По оценкам аналитиков, доля Kodak в этом сегменте составляла порядка 10%.

В прошлом году на фотографическом рынке также был зафиксирован важный рубеж: доля цифровых моделей в объеме продаж фотоаппаратов впервые превзошла долю традиционной продукции. Продажи пленочных моделей резко замедлились, и это заставило Kodak коренным образом пересмотреть свою бизнес-стратегию. Об изменении планов корпорации было объявлено еще в сентябре, однако столь быстрого дальнейшего развития событий аналитики не ожидали. "Сделан очень радикальный шаг, - говорит Шеннон Кросс, аналитик из исследовательской компании Cross Research. - Корпорация продемонстрировала приверженность цифровым технологиям и признала поражение пленочной фотографии". По оценке Кросса, годовой доход Kodak от продажи пленочных камер (без учета одноразовых моделей) составляет $200 млн. Представители Kodak отказались сообщить финансовые детали новой стратегии.

Конкуренты Kodak, компании Nikon и Konica Minolta, ранее уже объявили о прекращении производства фотоаппаратов стандарта APS. Между тем Canon, также участвовавшая в разработке этого стандарта, во вторник сообщила о намерении продолжать изготовление и продвижение APS-камер под маркой Elph. По словам Элиотта Пека, главного менеджера Canon по продажам фотоаппаратов в США, продажи моделей на базе APS все еще приносят компании прибыль. Пек также выразил надежду, что его компания сумеет извлечь выгоду из ухода Kodak с рынка традиционной фотографии. "Мы надеемся получить в результате более солидную долю этого пирога", - заявил представитель Canon. (WSJ, 14. 01. 2004, Александр Сафин)