Правь, Хоббитания!


76-я церемония вручения "Оскаров" войдет в историю как самая длинная, предсказуемая и монотонная. 11 номинаций "Властелина колец" превратились в 11 его "Оскаров". И если накануне могли еще оставаться сомнения в том, кто всех победит, - они исчезли с появлением на красной дорожке у входа в Kodak Theater съемочной группы "Властелина колец", ведомой режиссером Питером Джексоном. Одного взгляда на дюжину коренастых, толстощеких, потирающих пухлые ручки новозеландцев было достаточно, чтоб понять - хоббиты идут за своей Прелестью и их ничто уже не остановит. Когда же с объявлением финальной и главной номинации вся братия радостно высыпала на сцену, это выглядело как тотальное торжество хоббитского кинематографа над человеческим.

Вторым, не менее гротескным и запоминающимся зрелищем стало явление на той же красной дорожке ощутимо трезвого, гладко выбритого и против обыкновения не выкрикивающего никаких антиправительственных лозунгов Шона Пенна, выдвинутого за роль в "Таинственной реке" Клинта Иствуда. То, что человек, неоднократно говоривший о своем глубоком презрении к "Оскарам", теперь счел возможным появиться на церемонии, да еще в столь вызывающе пристойном виде, людей проницательных сразу натолкнуло на мысль, что домой главный голливудский бунтарь поедет не с пустыми руками.

Неотвратимость победы "Властелина колец" на всех заявленных направлениях остальные номинанты принимали стоически. Продюсер канадского "Нашествия варваров" Дениз Робер, принимая статуэтку за лучший иностранный фильм, даже сердечно поблагодарила Питера Джексона - за то, что "Властелин" в этой номинации не присутствовал, а то не видать бы канадской кинематографии первого в ее истории "Оскара".

На самом деле именно в "иностранной" категории заключалась главная и единственная интрига нынешнего "Оскара". И началась она еще в момент объявления номинаций - выбор академиками пятерки лучших неанглоязычных фильмов поразил своей непредсказуемостью. Академики почтили Канны ( "Нашествие варваров" - лауреат нескольких призов последнего фестиваля) , но проигнорировали Венецию (получившее там "Золотого льва" "Возвращение" Андрея Звягинцева не попало в шорт-лист) и включили в финальную пятерку три фактически не засвеченные картины: "Сестры-близнецы" (Нидерланды) , "Зло" (Швеция) и "Зелари" (Чехия).

Кстати, выдвижение чешского фильма опровергло мнение о том, что, не вложив в рекламную оскаровскую кампанию минимум $200 000, нечего и мечтать о попадании в "иностранную" номинацию: как рассказывала "Ведомостям", вернувшись из Лос-Анджелеса, прокатчик "Возвращения" Раиса Фомина, чехи в этом году никакой кампании не проводили, ни на что особо не рассчитывали и даже не пришли на объявление номинаций.

Есть в истории с неанглоязычным "Оскаром" и еще один сюжет: американцы, как известно, куда больше ориентируются на собственное мнение, чем на европейские кинофестивали. Мнение же многих американских академиков сводилось к тому, что в этом году чрезвычайно велики шансы "Русского ковчега" Александра Сокурова, ставшего культовой картиной заокеанских интеллектуалов и собравшего рекордные для неанглоязычного артхауса $2,3 млн.

Мнение это (как уже сообщали "Ведомости") было высказано в письме Мартина Скорсезе к российской оскаровской комиссии. Россия "Ковчег" не выдвинула, но и американцы не сочли возможным представить фильм в основных номинациях - как это было сделано по отношению к бразильскому "Городу Бога".

В сложившейся ситуации шансы канадского "Нашествия варваров" - действительно одной из лучших неанглоязычных картин года - оказались весьма велики. Академиков не смутило даже то, что за Дени Арканом еще со времен "Конца империи" тянется репутация человека антиамериканских настроений.

Вообще же тема антиамериканизма, точнее - критики политики Джорджа Буша, всерьез прозвучала лишь однажды: во время вручения "Оскара" за лучший документальный фильм. Автор картины The Fog of War, о войне во Вьетнаме, заявил, что Америка вновь "впадет в бешенство". Но ведущий церемонии Билли Кристалл тут же обратил все это в шутку: мы-де сейчас действительно впадем в бешенство, ну виданное ли дело - все благодарственные речи адресованы исключительно Новой Зеландии. ..

Мысль обрушить почти рекордные 11 "Оскаров" именно на третью серию "Властелина Колец", с одной стороны, кажется логичной: "Возвращении короля" - самая захватывающая и технически совершенная часть трилогии. С другой же стороны - именно после "Возвращения" стало окончательно ясно, что джексоновский "Властелин" так и не смог перешагнуть ту грань, которая отделяет просто хороший фильм от фильма очень хорошего, не говоря уж о том, чтоб великого.

И если награды "Кольцу" за визуальные и звуковые эффекты, грим, песню, монтаж и лучший адаптированный сценарий аудитория воспринимала в высшей степени доброжелательно, то "Оскар" за режиссуру, отданный Питеру Джексону, казался уже далеко не столь бесспорным. Тем более что, по опросам газеты USA Today, и зрители, и критики отдавали предпочтение "Трудностям перевода" Софии Копполы. Напомним, что фильм Копполы - это не просто рассказ о сближении двух потерянных в чужом городе существ: 50-летнего мужчины и 19-летней женщины. Это еще и фильм о внутреннем кризисе, который переживает голливудская звезда, отбывшая подальше от дома - то ли чтобы не видеть родных, то ли чтобы "срубить" денег, снявшись в токийской рекламе. А эта тема не может не быть близка кинодеятелям всего мира. Недаром незадолго до "Оскара" британцы отдали свои награды BAFTA сыгравшим главные роли в "Трудностях перевода" Биллу Мюррею и Скарлетт Иохансон. Но на "Оскарах" "Трудностям перевода" пришлось удовлетвориться призом за "оригинальный сценарий" - именно в этой номинации академики, как правило, позволяют победить любимцам прогрессивной общественности, будь то "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино или "Фарго" братьев Коэн.

Лучшим актером был назван Шон Пенн ( "Таинственная река") , лучшей актрисой - Шарлиз Терон, изуродовавшая себя гримом ради роли лесбиянки-убийцы в "Монстре". И этот выбор также был весьма предсказуемым. "Оскаров" за лучшие роли второго плана получили Тим Роббинс ( "Таинственная река") и Рене Зеллвегер - единственная из участников проекта "Холодная гора", на которую обрушился град разнообразных призов. В целом же качественный эпос Энтони Мингеллы о Гражданской войне в США метит в главные лузеры года - северяне с южанами не выдержали натиска хоббитов.

Таким образом, "Возвращение короля" сравнялось по числу "Оскаров" с "Титаником" и "Бен Гуром" (но в отличие от этих картин все его номинации обернулись наградами).

Триумфу симпатичного и искреннего режиссера-хоббита можно было бы с легкой душой порадоваться, когда бы Киноакадемия не проигнорировала в этом году целый ряд фильмов, игнорировать которые было никак нельзя. Отсутствие в оскаровском шорт-листе Тарантино с первой серией Kill Bill можно при желании объяснить некоторой его узкожанровой направленностью (все-таки кровавое женское кун-фу - это не самый оскаровский формат) , а "Догвилля" Ларса фон Триера - его кажущимся антиамериканизмом. Но разумных причин, которыми можно обосновать непопадание ни в одну из номинаций лауреата "Золотой пальмовой ветви" Каннов - "Слона" Гаса Ван Сента (фильма во всех смыслах выдающегося, к тому же на крайне актуальную для Америки тему - про террор в школах) выдумать не получается никак.

ЛАУРЕАТЫ 76-й ОСКАРОВСКОЙ ЦЕРЕМОНИИ : "Лучший фильм" - "Возвращение короля" (продюсеры Барри М. Осборн, Питер Джексон и Фран Уэлш). "Лучший актер" - Шон Пенн ( "Таинственная река"). "Лучшая актриса" - Шарлиз Терон ( "Монстр"). "Лучший режиссер" - Питер Джексон ( "Возвращение короля"). "Лучший исполнитель роли второго плана" - Тим Роббинс ( "Таинственная река"). "Лучшая исполнительница роли второго плана" - Рене Зеллвегер ( "Холодная гора"). "Лучший мультфильм" - "В поисках Немо". "Лучший оператор" - Рассел Бойд ( "Хозяин морей"). "Лучший неанглоязычный фильм" - "Нашествие варваров" (режиссер Дени Аран). "Лучший оригинальный сценарий" - София Коппола ( "Трудности перевода). "Лучший звукомонтаж" - "Хозяин морей". "Лучший короткометражный документальный фильм" - "Сердце Чернобыля" (режиссер Марианн ДеЛео). "Лучший документальный фильм" - "Туман войны" (режиссер Эррол Моррис).

"Лучший художник", "Художник по костюмам", "Визуальные эффекты", "Грим", "Звукомонтаж", "Оригинальная партитура", "Монтаж", "Песня", "Адаптированный сценарий" - "Возвращение короля".