Абонентов считали неправильно


Для телекоммуникационных операторов абоненты – один из важнейших активов, и регуляторы подозревают, что некоторые компании завышают численность своей клиентуры, используя некорректные методы подсчета. Желая прояснить ситуацию, чиновники направили ведущим национальным операторам телефонных и кабельных сетей письма с предложением описать методику подсчета абонентов. Подобные письма получили в числе прочих региональные операторы местной телефонной связи Bell, корпорации AT&T и AT&T Wireless, а также такие крупные кабельные компании, как Cox Communications и Comcast.

Вскоре после того, как стало известно о запросе SEC, Verizon Communications, крупнейшая телефонная компания США, признала, что в I квартале завысила число своих линий дальней связи примерно на 9%, добавив, что такое расхождение не окажет влияния на финансовые результаты квартала. В заявлении Verizon говорится, что это нарушение, вызванное ошибкой в программном обеспечении, было обнаружено независимо от проводимого SEC расследования.

Правительство США всерьез озабочено проблемой завышения численности абонентов. Подобное нарушение, в частности, фигурирует в списке обвинений, предъявленных четырем топ-менеджерам корпорации Adelphia Communications, находящимся сейчас под судом. В преувеличении числа подписчиков подозревают и корпорацию Time Warner.

Информированные источники утверждают, что поводом к расследованию SEC стали подозрения в отношении некоей конкретной компании, хотя сама эта компания не называется. Компании, получившие запрос SEC, либо отказываются давать комментарии, либо сообщают о своем добровольном сотрудничестве с комиссией. Впрочем, представители Cingular Wireless и AT&T Wireless, планирующих слияние, заявили, что уверены в корректности используемых в этих корпорациях методов подсчета.

Расследование показало, что единой и четкой процедуры определения численности абонентов в телекоммуникационной отрасли нет. Правда, в области кабельных коммуникаций и мобильной телефонии такой подсчет находится под пристальным контролем, поскольку у операторов здесь изначально нет источника доходов и единственный параметр для оценки динамики роста – это рост абонентской базы. Однако точно учесть всех сотовых абонентов, внесших предоплату, довольно трудно (можно по-разному определять сроки, в течение которых внесший предоплату считается клиентом). Непростые методики подсчета применяются и в кабельных компаниях – к примеру, клиент, подписавшийся на дополнительный комплект услуг, может быть посчитан дважды.

В 2002 г. крупнейшие операторы, входящие в Национальную ассоциацию телекоммуникационных и кабельных компаний (NCTA), анонсировали новые правила отчетности, определяющие в числе прочего методы подсчета “единиц, приносящих доход”, т. е. числа договоров с клиентами. Но и по этим правилам одна и та же семья может быть учтена в базе дважды. К тому же, как видно на примере Verizon, даже соблюдение правил не гарантирует надежности объявляемых результатов подсчета. (WSJ, 6.07.2004, Александр Сафин)