Частоты за счет бюджета


Проводить конверсию частот за бюджетные средства предложил министр информтехнологий и связи Леонид Рейман. “Если мы хотим, чтобы новые услуги были доступны в России, нужно срочно заниматься конверсией частот”, — пояснил Рейман свою идею “Ведомостям”. Он добавил, что МИТС уже направило предложение проводить конверсию за бюджетные средства на рассмотрение в Минобороны и Минфин.

Правда, “цену вопроса” – величину затрат на конверсию – в министерстве назвать отказались. Новый закон “О связи” предусматривает введение платы за пользование частотным спектром. Бывший замминистра связи Андрей Бескоровайный говорит, что операторы должны будут вносить разовый платеж, а также ежегодную плату за использование спектра. Конверсия будет финансироваться из этого фонда, величину отчислений в который должно установить правительство.

“Конверсия — процесс дорогостоящий, — сказал Рейман, — поэтому нужно расчищать лишь те частоты, которые при наименьших затратах дадут наибольший выигрыш государству и операторам”. Среди приоритетов российского регулятора — частоты, необходимые для внедрения цифрового телевидения (ЦТВ) и сотовых сетей третьего поколения (3G).

Президент Ассоциации 3G Александр Крупнов говорит, что затраты на освобождение частот существенно разнятся в зависимости от видов оборудования. Например, в Санкт-Петербурге расчистка полос в диапазоне 3G — проблема очень серьезная. А в случаях, когда старая навигационная система, работающая на этих частотах, стоит $50 000 и включается восемь раз в году, ее можно сравнительно легко заменить на новую и вывести в иной частотный диапазон.

Один из пяти высших чиновников Международного союза электросвязи говорит, что конверсия частот за счет бюджета — очень актуальный вопрос. “Сегодня в российской армии используется множество радиосредств разработки 50–60-х гг. прошлого века, и их модернизацией бюджету придется заниматься в любом случае. Важно, чтобы при этом были учтены интересы сетей связи”, – поясняет он. Тимофеев добавил, что в мире нет единого подхода к оценке стоимости использования частот.

Минобороны также заявляет о готовности содействовать конверсии частот. “Мы понимаем важность госпрограммы конверсии радиочастотного спектра и будем активно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами”, — заявил “Ведомостям” замначальника Генштаба Евгений Карпов.

До сих пор российские операторы добывали частоты своими силами, занимаясь их расчисткой. Однако в случае совместного использования военные и силовики всегда имеют преимущественное право на этот ресурс. Например, сеть “Скай Линк” в Петербурге делит частоты с военно-космическими силами, и при каждом сеансе связи с международной космической станцией оператор принудительно выключает сеть на 20–30 минут.

Операторы крайне неохотно разговаривают на тему расчистки частот. Представитель одной из сотовых компаний на условиях анонимности сообщил, что расчистка всегда была “интимным процессом, предполагавшим неформальные отношения с высшими чинами армии и спецслужб”, выразив надежду, что теперь механизм станет более прозрачным. Многие операторы за прошедшие годы набили руку на расчистке частот своими силами. Например, все операторы “большой тройки” расчистили себе частоты по Северо-Западу, а МТС за счет расчистки обошлась без покупки СМАРТС и своими силами вышла в Поволжский регион.

При этом большинство игроков рынка поддерживают идею финансирования расходов по конверсии и за счет государства. “Мы считаем совершенно логичным, если государство будет заниматься конверсией частот. Это особенно актуально в связи с ожидаемым внедрением технологии 3G”, – говорит представитель МТС.

Гендиректор “ВымпелКома” Александр Изосимов согласен, что конверсией частот лучше заниматься государству. “Если отрешиться от эффективности работы Минсвязи, многочисленные согласования при работах по расчистке частот удобнее ведомствам проводить друг с другом”, – пояснил Изосимов. В то же время он отметил, что если при этом будет непрозрачной процедура выдачи частот, то это станет основным тормозом развития сотовых операторов.

Управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев считает логичным, чтобы нерасчищенные частоты закреплялись за оператором при выдаче лицензии, с тем чтобы оператор сам оплачивал их конверсию. “Если же собирать плату со всех пользователей радиоспектра, то нет гарантий, что прошедшие конверсию частоты будут распределяться равноправно”, – поясняет он.