Победитель бюрократов


В 2002 г., когда малайзийская государственная авиалиния Malaysia Airlines объявила ценовую войну, Фернандес проявил исключительные дипломатические способности. Он устроил коктейль-пати в Куала-Лумпуре и на глазах у нескольких десятков приглашенных обратился к одному из гостей – министру транспорта Малайзии. Фернандес пожаловался чиновнику на то, что государственный авиаперевозчик пытается сокрушить молодого конкурента, и просил не допустить несправедливости. Вскоре правительство потребовало от Malaysia Airlines отказаться от резкого снижения тарифов.

Сегодня AirAsia работает в шести странах региона и в ближайшем будущем планирует выйти на рынки Китая и Индии. Аналитики полагают, что по итогам финансового года, завершившегося 30 июня, компания, работающая на рынке всего три года, получит прибыль в размере $20 млн, а в октябре после проведения первичного размещения акций ее рыночная капитализация приблизится к $1 млрд.

Получив в Британии диплом менеджера по ведению финансовой отчетности, Тони Фернандес вернулся в Малайзию, чтобы возглавить операции звукозаписывающего подразделения Time Warner. Самым громким его достижением на этом посту стала раскрутка группы Raihan, которая быстро выбилась в лидеры хит-парадов. После этого его назначили руководителем всех операций компании в Юго-Восточной Азии.

Однако мечтал Фернандес не об успешной карьере в музыкальной отрасли. Он давно хотел создать собственную авиакомпанию и в 2001 г. обратился за советом к эксперту по низкобюджетным авиалиниям Конору Маккарти. Со второй попытки Фернандес подготовил бизнес-план, подразумевавший создание дисконтной авиалинии, которая будет совершать рейсы длительностью не более 4 часов и использовать самолеты одного типа. Этот проект так заинтересовал Маккарти, что он решил инвестировать в него 5% уставного капитала.

Фернандес ушел из музыкального бизнеса, реализовал свои опционы в Time Warner и создал холдинговую компанию TuneAir. Новая компания решила выкупить AirAsia, которая была обычной частной авиакомпанией и балансировала на грани банкротства.

Вот тут против Фернандеса восстал весь региональный рынок авиаперевозок. Правительство Малайзии отказалось предоставить компании право совершать внутренние рейсы, о которых она просила. Чиновники объясняли действия Министерства транспорта опасениями ущемить интересы Malaysia Airlines. При этом один из высших чиновников Минтранса, от которого зависело, предоставить AirAsia требуемые маршруты или нет, являлся по совместительству членом совета директоров Malaysia Airlines.

Фернандес стал импровизировать. Он получил контракт на перевозку паломников в Мекку и доставку малайских военнослужащих к месту службы и обратно. Одновременно он вел работу с чиновниками и самим министром транспорта, добиваясь их согласия на создание новых внутренних маршрутов. В конце концов его упорство принесло плоды.

AirAsia вышла на рынок в качестве низкобюджетной авиалинии в 2001 г. Сейчас это крупнейшая в Юго-Восточной Азии дисконтная авиалиния, работает в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Брунее, Сингапуре и Макао. В компании работают 1132 сотрудника.

Фернандес любит и умеет снижать расходы. Компанией своей мечты он управляет из крошечного офиса, расположенного в международном аэропорте в Куала-Лумпуре. На рейсах AirAsia бесплатного бортового питания не предусмотрено. Вместо этого пассажирам продают бутерброды и напитки. Компания арендует подержанные лайнеры Boeing 737-300. После посадки машины остаются на земле не дольше 25 минут. Билеты продаются через Интернет. Все операции – от проверки билетов до уборки салонов самолетов – производятся только сотрудниками компании.

Режим строгой экономии позволил компании добиться самых низких операционных расходов в мире: одна место-миля обходится ей всего в $0,04. По данным AirAsia, у ирландской Ryanair, крупнейшей низкобюджетной авиалинии в Европе, этот показатель выше раза в два.

Новый дискаунтер сразу стал очень популярен, что не могло понравиться Malaysia Airlines. В августе 2002 г. госкомпания снизила тарифы на 50%. По свидетельству Маккарти, “с помощью государственных денег эта компания пыталась разорить новую низкобюджетную авиалинию”. Тогда-то Фернандес и позвал министра транспорта на коктейль.

Утвердившись в Малайзии, Фернандес стал выходить на зарубежные рынки, где снова столкнулся с протекционистской политикой властей. AirAsia открыла терминал в небольшом частном аэропорту Сенай, на малайской территории у самой границы с Сингапуром. Фернандес попытался наладить прямые автобусные перевозки пассажиров из Сингапура в аэропорт и обратно. Но власти Сингапура заявили, что не считают такое обслуживание удобным и соответствующим запросам потребителей. В ответ Фернандес провел рекламную кампанию в сингапурской прессе. Надпись на одном из объявлений гласила: “Жевательную резинку жевать – нельзя, переходить улицу, где удобно, – нельзя, ездить на автобусе в Сенай – тоже нельзя. Хорошо, что дешевые рейсы еще не запретили!”

Одновременно AirAsia создала в Сингапуре службу заказа билетов по телефону. Пассажиры стали добираться до аэропорта на рейсовых автобусах. Сейчас из Сеная AirAsia летает по шести маршрутам, в том числе в Бангкок и Джакарту. При этом 40% пассажиров на этих рейсах – из Сингапура.

В Таиланд Фернандес пришел в 2003 г., разыграв остроумную комбинацию. Он давно хотел заключить альянс с местной авиалинией Shin Corp., которую контролирует семья премьер-министра Таиланда Таксина Синаватры. Сам премьер, стремясь развивать туристическую отрасль, в начале 2003 г. обратился к государственной Singapore Airlines c предложением вместе с тайской государственной компанией Thai Airways создать дисконтную авиалинию. Сингапурская компания отказалась, и тут возник Фернандес со своим предложением. В ноябре 2003 г. дисконтная авиалиния в Таиланде возникла – в форме совместного предприятия AirAsia и Shin Corp.

Этот прецедент всколыхнул весь рынок авиаперевозок в Юго-Восточной Азии. В течение нескольких месяцев о желании попробовать свои силы в качестве дисконтных авиаперевозчиков заявили около 10 компаний. При этом действовать они намерены по схеме, которую впервые применил в этой отрасли Фернандес, – создавая совместные предприятия. Похоже, что безраздельному господству государственных авиакомпаний в этом регионе приходит конец. (WSJ, 20.07.2004, Екатерина Кудашкина)