Путь в никуда?

Всякий участвовал или по крайней мере был свидетелем споров на тему “у какого телефона управление удобнее”. В сети 3G от Vodafone меню трубки Sony Ericsson не будет отличаться от меню трубки Motorola. “Какой бы марки ни был ваш телефон, вы обязательно заметите, что это устройство Vodafone”, – обещает руководство британской компании. Унификации меню мало – в функции телефонов должна быть встроена реклама самой Vodafone. Десяток поставщиков пошли на условия оператора по вполне прагматичной причине: за ближайшие полтора года британцы собираются продать 10 млн телефонов нового поколения.

На этой неделе британская Vodafone Group, крупнейший в мире по доходам оператор мобильной связи, начала предоставлять японским и европейским абонентам услуги сотовой связи третьего поколения (3G) – обеспечивающего, помимо прочих отличий, более высокую, чем раньше, скорость передачи данных. Поэтому кроме обычных услуг мобильной телефонной связи Vodafone смогла предложить абонентам массу дополнительных возможностей по большей части мультимедийного характера.

В процессе запуска нового проекта британской компанией рынку была продемонстрирована новая модель взаимоотношений между оператором мобильной связи и поставщиками сотовых трубок.

Строя новую сеть, Vodafone очень решительно дал понять, что в этой сети все поставщики трубок будут играть по его правилам. За год до запуска своей сети в эксплуатацию телекоммуникационная корпорация ознакомила производителей телефонов со списком требований, которые необходимо выполнить при создании новых трубок, чтобы они могли продаваться для работы в новой сети. Самое неприятное для производителей было не то, что количество требований в этом списке составляло несколько тысяч позиций, а то, что ключевые из требований фактически означали необходимость лишить продукцию каждого из поставщиков существенной доли индивидуальности, подогнав ее под универсальные требования сети.

Вопрос в том, не является ли подобная схема взаимоотношений путем в никуда для производителя оборудования. Выпуск товара под заказ крупного продавца хорошо отработан в розничной торговле потребительскими товарами. Так называемые private labels – туалетная бумага, стиральный порошок и стерилизованное молоко, продающиеся под брэндами торговых сетей, – все чаще встречающееся явление. Проблема в том, что private labels – способ повысить прибыль магазина, отобрав ее у производителя. Взаимоотношения Vodafone с производителями не дошли до стадии private labels – все-таки потребитель покупает телефон Motorola или Sony, а не Vodafone, но точно являются шагом в этом направлении.