Юные дарования


Не каждому дано родиться Моцартом. Гении или талантливые люди встречаются редко. Однако, глядя на молодые дарования, можно порой сказать, кто из них достигнет высот. В бизнесе такой прогноз мог бы принести очень большую пользу. Инвесторы и потенциальные партнеры избегали бы таких ошибок, как, например, отказ от сотрудничества с будущими основателями поисковой интернет-системы Google Сергеем Брином и Ларри Пейджем.

В свое время многие бизнесмены отнеслись несерьезно к двум молодым людям, Сергею и Лэрри, которые искали поддержки. “Они вели себя очень самонадеянно”, – вспоминает Брайн Пинкертон, бывший гендиректор компании Excite, одной из закатившихся звезд эпохи интернет-бума. В результате нашумевшего IPO в августе 2004 г. основатели Google заработали по $40 млн. Кроме того, каждый из них владеет акциями Google на сумму в $3 млрд.

Эдриан Аткинсон, управляющий директор консалтинговой компании Human Factors International, утверждает, что прирожденные предприниматели уже в раннем возрасте демонстрируют определенные черты характера. “Они всегда индивидуалисты и начинают собственный бизнес с нуля, очень много работают и вкладывают в дело всю свою энергию, – говорит он. – Они не признают поражения. У них хорошо развита интуиция, и они не всегда полагаются в своих действиях на разум”.

В новом докладе о юных предпринимателях, изданном британским королевским обществом искусств совместно с благотворительной организацией Business Dynamics, приводятся слова Элисон Уэнхем, главы британской студии звукозаписи Association of Independent Music: “Обычно молодые бизнесмены противостоят окружающей культурной среде. Это качество может быть и позитивным, и негативным, потому что подобные люди смелы, упрямы, непреклонны и нахальны. Это также означает, что они не станут искать помощи, даже если им ее предлагают”.

В прошлом году 26-летний Майк Уэлч был назван предпринимателем года по версии Shell LiveWire. Он основатель и генеральный директор компании Black Circles, самого быстро растущего в Британии розничного продавца шин. Однако “внезапному” успеху предшествовали 10 лет тяжелого труда.

Закончив в 16 лет школу в Ливерпуле, Уэлч устроился на работу мастером по шиномонтажу. Вскоре он увидел возможность начать собственный бизнес. Он основал компанию Tyre Force и занялся продажей высококачественных шин из дома своих родителей. Одновременно он учился на младших курсах факультета бизнеса и подрабатывал в супермаркете. Его бизнес привлек внимание компании Kwik-Fit, которую тогда возглавлял Том Фармер. Уэлч отверг предложение директора по маркетингу этой компании, но потом ему позвонил сам Том Фармер, и Майк принял его предложение.

Два с половиной года спустя Kwik-Fit перекупил Ford, и осенью 2001 г., в возрасте всего 23 лет, Уэлч опять начал собственное дело. Он открыл магазин по продаже шин через Интернет Black Circles. В первый год его оборот составил всего 50 000 фунтов стерлингов ($27 000), но вскоре бизнес стал расти. Его партнерами стали более 1000 мастерских, а ежегодный объем продаж достиг 4 млн фунтов стерлингов ($7,43 млн). Председатель совета директоров Black Circles Грэм Биссетт был раньше правой рукой сэра Тома, а финансовый директор Боб Рассел занимал такой же пост в Kwik-Fit.

Вычислить будущих предпринимателей проще, приняв во внимание их отличия от карьерных менеджеров. “[Предприниматели] независимы, не умеют играть в команде, и в школе они не на лучшем счету, – говорит Аткинсон. – Они спонтанны и у них не так много друзей. Они всегда держатся особняком”. Аткинсон добавляет, что, “возможно, дети удачливых предпринимателей никогда не становятся сами хорошими предпринимателями, потому что все хотят с ними играть. Но, конечно, они могут стать великолепными менеджерами”. (FT, 8.11.2004, Мария Подцероб)