Мошенники залезли в долги


Количество преступлений в сфере потребительского кредитования измеряется десятками в год, рассказывает пресс-секретарь столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями Филипп Золотницкий. В 2002 г. о раскрытии группы мошенников рассказали столичные милиционеры и банк “Русский стандарт”. Там злодеяния были поставлены на поток: специальные люди находили потенциальных клиентов – в основном алкоголиков, бомжей или просто бабушек-пенсионерок. За 500 руб. после уверения в отсутствии любых неприятностей они соглашались подписать документы на выдачу кредита и предъявить представителю банка в магазине свой паспорт и физиономию. Так мошенники ограбили банк почти на $100 000. Есть и одиночки. Весной прошлого года по иску Альфа-банка был осужден на два года мошенник, который по поддельным и утерянным другими гражданами паспортам получал кредиты в ряде точек потребительского кредитования банков “Русский стандарт”, “Хоум Кредит энд Финанс Банк”, “Первое ОВК”. Визит в “Альфу” оказался для него последним.

Компания “Русфинанс”, созданная SG (51%) и управляющей компанией Baring Vostok Capital Partners (49%), вышла на рынок потребкредитования только летом, а уже в ноябре столкнулась с мошенничеством. Сотрудники компании пожаловались в милицию на то, что десяток злоумышленников наживались на доверчивых клиентах компании.

Как рассказал “Ведомостям” представитель “Русфинанса”, своих жертв преступники находили с помощью объявлений в газете “Из рук в руки”. Они встречались с гражданами, просили подъехать в тот или иной магазин. Там жертве предлагали оформить на себя покупку в кредит, например цифровой видеокамеры или DVD-проигрывателя. Мошенники “помогали” заполнить документы, советуя, что писать в графе “доходы” и “место работы”. Сведения, разумеется, были ложными. Получив этот товар от своего “клиента”, преступники уверяли его, что погасят полученный в магазине кредит за него. Убеждая жертву, мошенники играли на обычной человеческой жадности: жертва получала часть суммы кредита наличными. Как правило, компенсация не превышала половины стоимости совершенной покупки.

Погашать кредит магазину злоумышленники не собирались, а доставшуюся им бытовую технику реализовывали скупщикам, рассказывает представитель “Русфинанса”.

На след преступников вышла служба безопасности компании – ее насторожило неадекватное поведение некоторых соискателей кредитов. Чтобы разоблачить злоумышленников, сотрудник “Русфинанса” откликнулся на их объявление в газете, предварительно обратившись в милицию. Преступников задержали, а по фактам мошенничества УВД Северного административного округа возбудило уголовное дело (копия постановления имеется в распоряжении “Ведомостей”). Группа насчитывала около 15 человек, десятерым из них уже предъявлены обвинения правоохранительными органами, делится сотрудник “Русфинанса”. Компании злоумышленники нанесли ущерб в $12 000.

Вместе с ростом рынка потребкредитования будет расти и число преступлений в этой сфере, констатирует Золотницкий. На 1 июля 2004 г. “Хоум Кредит энд Финанс Банк” оценивал рынок потребительского кредитования в 38 млрд руб. По его оценке, 34% рынка принадлежат “Русскому стандарту”, 20% – самому “Хоум Кредиту”, 5% – “Первому ОВК”. По оценке компании “Секвойя кредит консолидейшн” (помогает банкам с возвратом просроченных кредитов), на кредиты мошенникам приходится 1–2% от всех потребкредитов, выданных в Москве. Когда здесь появляется новый игрок, вокруг него почти сразу возникает стандартный круг мошенников, которые “ходят из банка в банк”, добавляет представитель “Секвойи”.

Банкирам приходится тесно сотрудничать с правоохранительными органами, говорит советник правления “Хоум Кредит энд Финанс Банк” по безопасности Владислав Белых. Впрочем, банки сами “мониторят” потенциальных мошенников. Многие рассчитывают, что, выдавая кредит за 15 минут, банк не в состоянии комплексно проверить предоставленные заемщиком данные, но это неверно. Например, поддельный или утерянный паспорт быстро выявляется, отмечает директор центра развития розничных продуктов и маркетинга ИМПЭКСБАНКа Валерий Кардашов. Полезно фотографировать заемщиков – после этого им уже сложно утверждать, что они не обращались за кредитом, отмечает он. В неофициальных беседах банкиры добавляют, что немаловажную роль играет обмен информацией о нарушителях и их уловках, налаженный между службами безопасности банков.