Кино про Абрамовича


Фильм, выставляющий в негативном свете Абрамовича и президента “Сибнефти” Евгения Швидлера, снял корреспондент “Би-би-си” Джон Суини. Телекомпания покажет его в четверг, но материалы, которые легли в основу фильма, были вчера опубликованы на сайте “Би-би-си”. Поводом к расследованию послужила многолетняя тяжба Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с швейцарской компанией Runicom SA, выступавшей в 1990-х гг. ведущим трейдером “Сибнефти”.

После кризиса 1998 г. банк “СБС-Агро”, имевший обязательства перед ЕБРР, переуступил ему права требования по кредитному договору с Runicom SA на $14 млн. Денег ЕБРР не получил и в 1999 г. подал иск на $58 млн (с учетом процентов и штрафов). В 2000 г. Runicom SA доказала в российском суде, что кредит был ею погашен еще до переуступки прав. В январе 2002 г. московский арбитраж постановил взыскать с Runicom SA $17,5 млн. Но это не помогло: четыре месяца спустя компания была объявлена банкротом. А в июле 2004 г. переговоры между сторонами об уплате долга прекратились. Евгений Танненбаум, возглавляющий Millhouse, которая управляет активами Абрамовича, заявил тогда, что его группа не собирается отвечать по обязательствам Runicom SA.

Суини ссылается на докладную записку ЕБРР, датированную 15 октября 2004 г. В ней утверждается, что Абрамович, Швидлер (в 1998 г. он работал директором швейцарской Runicom) и “Сибнефть” “фактически” управляли Runicom SA и несут ответственность за “необдуманный” вывод активов из этой компании. В частности, швейцарская компания переводила деньги на счета гибралтарской Runicom Ltd, которая одно время владела крупным пакетом акций “Сибнефти”.

Представитель банка не смог подтвердить или опровергнуть существование документа, на который ссылается Суини.

Бухгалтерия Runicom SA велась из рук вон плохо, утверждает Суини. Например, юристы ЕБРР не обнаружили “никаких объяснений и квитанций по расходам Абрамовича, которые оплачивала Runicom SA”. Зато они нашли подтверждение перевода 27 800 швейцарских франков ($23 570) за услуги косметической фирмы для Ирины Абрамович на бланке Runicom SA, посланном с факса “Сибнефти” 14 ноября 1997 г.

Гибралтарская Runicom Ltd. уже много лет не имеет никакого отношения к “Сибнефти”, говорит сотрудник компании. От дальнейших комментариев он отказался. Получить комментарии Millhouse вчера не удалось.

Представитель ЕБРР подтвердил “Ведомостям”, что банк намерен биться за $17,5 млн до победного конца, и не исключил, что ЕБРР будет судиться с Абрамовичем в Швейцарии. “Он, возможно, думает, что может уйти от нас в России, но в Швейцарии ему это не удастся”, – анонимно пригрозил Абрамовичу через “Би-би-си” другой сотрудник банка.

По законам Швейцарии к ответственности может быть привлечено любое лицо, манипулирующее швейцарской компанией, в результате чего она оказывается неспособна платить по долгам, указывает партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Но он сомневается, что Runicom SA могла скрыть от властей нарушения, о которых говорится в публикации “Би-би-си”, а оплата с корпоративных счетов расходов частных лиц в Швейцарии не запрещена.

Расследование Суини может ударить по репутации Абрамовича лишь в том случае, если оно сделано “убедительно и правдиво”, считает бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Человек, потративший 350 млн фунтов ($654,4 млн) на Chelsea “мог бы найти $17,5 млн, но раз он не идет на это, значит, он уверен, что у него железобетонная позиция”, рассуждает Волин.