Мигалка за $18 000


Ужесточить наказание за незаконное использование спецсигналов на автомобилях министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил еще в ноябре. Подготовленные МВД поправки в Административный кодекс увеличивали максимальный размер штрафа за такое нарушение для обычных граждан с 300 до 2500 руб. (с 3 до 25 МРОТ), а для должностных лиц — с 500 до 20 000 руб. Для юридических лиц, автомобили которых незаконно оборудованы спецсигналами, министр предложил ввести штраф в 150 000 руб. (1500 МРОТ). Кроме того, сохранялась предусмотренная в действующем кодексе конфискация незаконных мигалок.

Недовольство милиционеров вызывает постоянный рост количества автолюбителей, которые пользуются спецсигналами без разрешения. По данным МВД, в 2003 г. только в Москве их стало на 45% больше (2300 случаев), чем в 2002 г. В сентябре 2004 г. столичный мэр Юрий Лужков не выдержал. “Почему у нас так много этих самых проблесковых маячков? Любой прыщ едет с мигалкой”, – публично возмутился он. А вице-премьер Александр Жуков предложил ужесточить поправки Нургалиева и ввести конфискацию самой машины с нелегально установленным спецсигналом.

В окончательной редакции законопроекта, который правительство в начале января внесло в Госдуму, до конфискации автомобилей дело не дошло. Вместо этого незадачливый водитель, на машине которого обнаружат незаконную мигалку, может лишиться прав на полтора года, а если будет пойман при использовании спецсигнала – на два года. Повысили и размер штрафа для юридических лиц, владеющих машиной с мигалкой: вместо 150 000 руб. он, по поправкам, должен подрасти до 500 000 руб. (около $18 000) – больше, чем, например, стоимость некоторых модификаций Ford Focus. Такие же наказания грозят за использование заведомо подложных номеров или управление автомобилем, на котором они установлены.

Большинство машин со спецсигналами оформлены на юрлиц, объясняет жесткость поправок по отношению именно к этой категории владельцев дежурный одного из постов департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД на МКАД. По его мнению, штрафы могут оказаться эффективными в борьбе против любителей прокатиться со световым и звуковым сопровождением. А вот его коллега из правоохранительных органов напоминает, что “количество откровенно левых, поставленных без разрешений маяков сейчас не так уж и велико”, поэтому и штрафы для нелегалов сократят количество спецсигналов незначительно. К тому же, добавляет дежурный ДОБДД, милиция предпочитает “не связываться с машинами с мигалками”. “Сами знаете, кто там ездит и чем это чревато, – поясняет он. – Останавливать такие машины приходится, когда в городе проходит операция “Спецсигнал”.

Да и пользуются мигалками, как правило, люди небедные, и пока у них будет возможность откупиться, ситуация не изменится, уверен заведующий правовым отделом журнала “За рулем” Сергей Волин. Предложение лишать прав водителей авто с незаконными спецсигналами его удивляет: “Они люди подневольные и все равно будут ездить”.

Борьбе с мигалками помогло бы лицензирование их продавцов, которые работают “на каждом углу”, считает экс-начальник главного управления ГИБДД, сенатор Владимир Федоров. “Сейчас человек, у которого сняли мигалку, расстается с ничего не значащей для него суммой, заезжает за угол и ставит мигалку снова”, – поясняет он. А по мнению независимого депутата Виктора Похмелкина, пока нет жестко ограниченного списка лиц, имеющих право ездить со спецсигналами, “мигалку [всегда] можно будет купить официально и новые поправки тут ничего не изменят”. “С маяками-сиренами [в случае принятия законопроекта] будут ездить оперативные и специальные машины, а также те, кто “честно” купил маяки вместе с разрешением, – соглашается источник в правоохранительных органах. – Но и то хорошо: хоть какую-то часть “пальцовщиков” осадят”.