ГАЗ просит помощи у ФАС


ГАЗ и ЗМЗ не смогли согласовать условия сотрудничества на 2005 г. ЗМЗ поднял цены на двигатели на 24%, но ГАЗ отказался их закупать. В результате конвейер по сборке легковых автомобилей на ГАЗе работал в этом году лишь 20 января. ЗМЗ работал два дня – 17 и 18 января, так как ГАЗ прекратил поставки комплектующих для производства двигателей.

Как рассказал “Ведомостям” руководитель Управления ФАС по Нижегородской области (УФАС) Геннадий Гудков, на прошлой неделе ГАЗ обратился в его ведомство с жалобой на смежника. По словам чиновника, автозавод жалуется, что ЗМЗ пытается навязать ему монопольно высокие цены. А на сайте УФАСа говорится, что жалобу на ЗМЗ подало также подразделение “РусПромАвто” – “РусПромАвтоСбыт”, занимающееся поставками комплектующих на автозавод. По словам пресс-секретаря ГАЗа Сергея Лугового, завод посчитал необоснованным завышение цен на автомобильные двигатели.

Впрочем, только на помощь ФАС предприятия надеяться не намерены. В пятницу и субботу руководители ГАЗа и ЗМЗ Алексей Баранцев и Виктор Клочай начали переговоры о цене двигателей. По словам Лугового, они договорились уменьшить индексацию с 24% до 14%. Но к окончательному решению контрагенты пока не пришли – переговоры должны продолжиться сегодня. Луговой отмечает, что если стороны договорятся, то ГАЗ, скорее всего, отзовет свое заявление из УФАСа.

Сотрудник “Северсталь-Авто” не стал объяснять “Ведомостям”, почему ЗМЗ решил повысить цены на двигатели сразу на 24%. А Гудков не исключает, что и сам Заволжский завод направит жалобу в ФАС. По его словам, ГАЗ, являясь основным потребителем двигателей предприятия, может отказаться от покупки продукции ЗМЗ только в том случае, если найдет поставщика двигателей по такой же или более низкой цене и аналогичного качества.

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорит, что его ведомство может потребовать от одного из контрагентов снизить цены. Но еще один сотрудник ФАС отмечает, что процесс разбирательства может тянуться годами: “При двухсторонней монополии стороны обречены либо договариваться, либо кардинально менять свою стратегию вплоть до смены контрагента”. Но аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что заводам придется договориться. “Найти другого потребителя у ЗМЗ шансов немного, так как круг таких производств в России ограничен”, – считает эксперт. Зато у ГАЗа больше вариантов найти поставщика, хотя “потребуется время на адаптацию двигателя и автомобиля”.

ГАЗ уже объявил о намерении снизить зависимость от ЗМЗ. В пятницу предприятие сообщило, что в ближайшее время подпишет контракт с американской торговой фирмой ЕСТС на поставку двигателей DaimlerChrysler для легковых автомобилей сроком на пять лет. Как сообщили в пресс-службе ГАЗа, первые поставки двигателей ожидаются в марте этого года. В планах завода закупать 1000 двигателей в месяц. А через несколько лет объем поставок может быть доведен до 150 000 в год.