Издателей манит запретная реклама


Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области возбудило в среду два административных дела в отношении газет, рекламировавших алкогольные напитки крепостью выше 15%. Об этом сообщил “Ведомостям” сотрудник УФАС, пожелавший остаться неназванным. В газете “Комсомольская правда” в Нижнем Новгороде” в двух номерах (в конце прошлого года и в начале этого) был опубликован материал, в котором упоминалась водка “Стандарт”, а в “Нижегородской витрине” в декабре прошлого года – материал об алкогольной продукции компании “Русьимпорт”. В течение месяца УФАС будет вести расследование, говорит чиновник, и, если газеты будут признаны нарушителями законодательства, им грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб.

Генеральный директор нижегородского выпуска “Комсомольская правда” Владимир Пашевич признал, что в газете дважды выходили материалы о водке “Стандарт”. Если антимонопольные органы признают газету виновной, оспаривать решения УФАС “Комсомольская правда” не будет, сказал он.

В журнале “Нижегородская витрина” о возбуждении административного дела узнали от “Ведомостей”, но от комментариев отказались. В московском и нижегородском офисах торгового дома “Русьимпорт” вчера также от комментариев отказались, сославшись на отсутствие руководства.

В ноябре прошлого года нижегородское антимонопольное ведомство уже возбуждало административные дела в отношении двух других газет. Тогда газете “Обзор цен” удалось доказать распространение спорного номера только по торговым точкам (в местах продаж реклама водки разрешена), а редактор “Нового формата” все же был оштрафован на 4000 руб.

Участники рынка отмечают, что газеты часто сознательно ставят алкогольную рекламу, уже заложив в ее цену возможные штрафы.

Это сложившаяся практика – заранее учитывать расходы на штрафные санкции в ответ на запрещение рекламы алкоголя, говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин.

С ним согласна и директор по маркетингу управляющей компании группы компаний “Десятый элемент” Ольга Иванова. Однако она уверяет, что массового распространения это не получило, так как гораздо выгоднее работать в рамках закона.

Пашевич из “Комсомольской правды” тоже признал, что некоторые нижегородские рекламодатели закладывают в рекламный бюджет возможные штрафы за рекламу алкоголя. Однако учитывает ли “Комсомолка” эти затраты, он сообщить отказался.

В УФАС знают о подобной практике, говорит сотрудник УФАС, просивший не упоминать его имени в печати. “Но эти факты недоказуемы”, – сетует он.

Но Шапкин из НАА обратил внимание на то, что теперь ФАС нашла способ штрафовать СМИ на значительные суммы за размещение рекламы алкоголя. С 1 января вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет штрафовать издание за каждую полосу такой рекламы, сетует он. Первой жертвой, говорит Шапкин, стал ИД Hachette Filipacchi Shkulev, оштрафованный на беспрецедентную сумму – 800 000 руб. за 20 полос рекламы алкоголя.