Проект “Б”: Звезды не зажигают


Акции Hewlett-Packard резко пошли вверх, когда Карли Фьорина была назначена гендиректором в 1999 г. Акции снова пошли вверх сразу после ее отставки две недели назад. Но в промежутке бумаги обесценились более чем наполовину.

Фьорина была в свое время приглашена из компании Lucent благодаря ярким личностным качествам. Кастинги на роль топ-менеджера не редкость. Охотясь за лучшими людьми в других компаниях, бизнес-лидеры исходят из того, что высокоодаренные индивидуальности – независимо от знания специфики отрасли – способны развернуть ход дел в компании. Ракеш Хурана в книге “В поисках спасителя корпорации” и Генри Минцберг в книге “Менеджеры без MBA” разбираются с этим заблуждением.

Во главе НР Фьорина делала все, что требуется от лидеров-преобразователей. Она вела активную пиар-кампанию внутри компании: “встречи за кофе с Карли” заменили знаменитый лозунг “the HP way”. Благодаря постоянным появлениям перед камерами и фирменной прическе Фьорина скоро стала самой узнаваемой фигурой американского делового мира. Она требовала сокращения расходов. В одних случаях экономия ведет к повышению эффективности, в других – подрывает долгосрочные перспективы. Не зная бизнеса во всех деталях, нельзя точно понять, где сокращать расходы, а где нет. Но в краткосрочной перспективе прибыль на акцию все равно растет, так что в первое время сокращать можно все.

Настоящее испытание для корпоративного спасителя – может ли он провернуть большую сделку. Сначала Фьорина попыталась прицениться к консалтинговому бизнесу PricewaterhouseCoopers, но перспектива работать в единой компании под ее началом была без энтузиазма встречена консультантами. Но позже ей удалось приобрести компанию Compaq, находившуюся на спаде. Результаты разочаровали, и гендиректор расплатилась за ошибки.

Урок этой истории не в том, что Карли Фьорина не соответствовала занимаемой должности. Он в том, что та роль, которую она с такой готовностью играла, совершенно не гарантирует успеха каждому актеру.

Приглашать человека со стороны – не всегда плохо. Это может быть действенно, если дела настолько разладились, что совершенно необходимо начать сначала. Но если в функционирующую организацию приходит аутсайдер со своим планом, он почти наверняка провалится.

Есть огромная разница между ролью основателя бизнеса и ролью эффективного менеджера уже работающей структуры. Генри Форд определил облик бизнеса и пути развития автомобильных технологий. Но Альфред Слоун в General Motors создал организацию, способную эффективно воспроизводить и развивать технологии. Консультанты и звездные топ-менеджеры пытаются иногда размыть границу между предпринимателем и профессиональным менеджером. Но результаты, как правило, оказываются неудовлетворительными, как в случае HP, а иногда и катастрофическими, как в случае WorldCom или Vivendi.

Успех крупного бизнеса зависит от талантов тысяч людей, а не какого-то одного. Чтобы управлять всеми этими людьми, нужны таланты, несовместимые один с другим, – нужно видеть целое и сохранять внимание к деталям, быть уверенным в себе и сохранять критический взгляд на себя. Этот набор качеств находится обычно в команде, а не в одной личности. Конечно, группа людей в костюмах выглядит не так фотогенично, как эффектная женщина-лидер, но именно команды делают сегодняшний бизнес.