Профессора затевают смуту


Недавно закрытое правление Гарвардского университета, состоящее из семи членов, сделало необычное заявление: правление поддерживает своего президента – Лоренса Саммерса.

Письмо совета к “общественности Гарварда” предлагает пути выхода из конфликтной ситуации между Саммерсом и преподавателями, которые активно продвигают идею референдума о смещении Саммерса с должности.

Причиной трений между Саммерсом и профессорами послужила речь о положении женщин и этнических меньшинств в сфере науки и техники, которую он прочел на недавней конференции. Но истоки конфликта лежат намного глубже.

Бывший министр финансов США был приглашен на эту должность три года назад, чтобы подготовить университет к работе в XXI в. Но вскоре Саммерс обнаружил, что жесткий стиль управления, эффективный для корпораций и министерств, совершенно не подходит для легендарного университета, где решения принимаются коллегиально.

Женский вопрос

Преподаватели обрушились на Саммерса после его заявлений на конференции Национального бюро по экономическим исследованиям. Тот факт, что женщины реже добиваются значительных успехов и высоких постов в научном мире, он объяснил отсутствием врожденных биологических способностей. Профессура Гарварда и президенты других университетов обрушились на него с гневной критикой.

Но вопросы половых различий лишь разожгли давно тлеющий огонь недовольства Саммерсом на посту президента Гарварда. Период его президентства оказался богат на ссоры с высокопоставленными профессорами, которые не боятся открыто высказывать свое мнение, так как им гарантирована пожизненная должность в университете.

На встрече с президентом, которая состоялась недавно, профессора критиковали Саммерса за его стиль управления. Кое-кто утверждает, что профессора готовы выказать вотум недоверия Саммерсу (чего в университете не случалось уже многие годы). Вотум недоверия – чисто символический шаг, ведь по законам университета президент подчиняется правлению. Но неприязнь преподавателей может сильно осложнить работу президента. В Гарварде заявили, что Саммерс не имеет возможности прокомментировать эту статью.

Гарвардский университет, основанный в 1636 г., считается одним из самых престижных в США и мире. Среди его бывших и нынешних преподавателей – 41 нобелевский лауреат. Фонды университета насчитывают $22,6 млрд, что делает его самым богатым в США. Управлять таким заведением непросто, а зачастую и опасно: предшественник Саммерса, Нил Руденстайн, был вынужден в 1994 г. сделать перерыв в своей работе. В Гарварде признали, что причиной было переутомление.

По стилю управления Саммерс сильно отличается от своего предшественника. Например, во время президентства Руденстайна кафедра изучения культуры афроамериканцев приобрела национальную известность. Теперь многие не могут простить Саммерсу ухода одного ярких преподавателей этой кафедры – профессора Корнела Веста.

Саммерс ставил в вину Весту выпуск музыкального диска в стиле хип-хоп и систематический пропуск занятий в связи с участием в проведении политической кампании. Инцидент привлек широкое внимание, и в результате Вест вскоре перешел в конкурирующий Принстонский университет.

В соответствии с опубликованной стенограммой Саммерс заметил, что большинство женщин не способны достичь высот в научной карьере из-за отсутствия “врожденных способностей”. Он также заявил, что “по многим показателям – росту, весу <…>, среднему показателю IQ, математическим, научным способностям существуют четкие свидетельства того, что, каковы бы ни были различия в средних значениях <...>, существуют различия в стандартных отклонениях мужской и женской популяции”. Стандартное отклонение – это статистическая величина, которая показывает степень отклонения от среднего.

Кроме того, Саммерс утверждал, что небольшое количество женщин на высоких должностях можно объяснить конфликтом между “необходимостью женщины заниматься детьми и высокими требованиями современных работодателей”.

Саммерс также заявил участникам конференции, что в современном мире не только женщины оказываются ущемленными в правах. “Вот несколько примеров, – сказал он, – которые показывают, что католики недостаточно представлены в высокооплачиваемой банковской сфере, белые мужчины недостаточно представлены в Национальной баскетбольной ассоциации, а евреи недостаточно представлены в сельском хозяйстве”.

Согласно стенограмме Саммерс не дает ссылок на какие-либо источники.

В последующих извинениях, в частности в своем письме, адресованном преподавателям, президент Гарварда утверждает, что сожалеет об этом заявлении: “Мне следовало воздержаться от подобных выводов и доверить их экспертам в соответствующих областях”.

Яркая личность

“Его критикуют, потому что он сильная личность, – говорит профессор Мэнсфилд. – Либералы в Гарварде проиграли выборы в ноябре. Теперь они отыгрываются на Ларри Саммерсе”.

Не последнюю роль в отношениях президента и преподавателей сыграли стычки между Саммерсом и профессурой – как, например, та, что случилась в ноябре 2003 г.

В то время университет планировал строительство дополнительного студенческого городка. Это означало, что многим профессорам пришлось бы перебраться из самого Гарварда в находящийся на другом берегу реки Чарльз менее престижный район Олстон. Немецкий профессор Питер Бургард, к мнению которого обычно прислушивались, спросил Саммерса, будут ли преподаватели голосовать по данному вопросу.

Ответом было быстрое “нет”, утверждает профессор и те, кто при этом присутствовали. “Я спросил почему, – вспоминает Бургард, – и он ответил, что данный вопрос касается финансов и персонала, а не учебного плана, хотя ранее в своем 10-страничном письме в адрес преподавателей он оправдывал переезд в Олстон именно учебной необходимостью”.

За свою карьеру Саммерс не раз делал провокационные заявления, которые вызывали негативный резонанс. Работая главным экономистом Мирового банка, он подписал шуточный меморандум, который обосновывал необходимость вывоза мусора в бедные страны.

Еще в начале своей работы в университете Саммерс попал под огонь критики за то, что он наложил вето на прием на работу двух 54-летних ученых. В интервью, которое он дал The Wall Street Journal в 2002 г., Саммерс пояснил, что хотел изменить критерии, которые университет использует при подборе преподавательского состава, и привлечь к преподаванию молодых специалистов, чьи открытия еще впереди.

Управлять Гарвардом сложно, ведь структура власти в нем децентрализована и деканы каждого факультета наделены обширными полномочиями, говорит Генри Росовски, бывший декан Гарвардской школы гуманитарных и естественных наук. Каждый декан управляет своей частью Гарварда.

Но Росовски обращает внимание на то, что президент Гарварда получил больше власти, чем президенты других университетов, так как он утверждает назначение преподавателей. “Нет никаких сомнений, что президент Саммерс пытается сосредоточить власть в своих руках”, – говорит Росовски.

В своем письме к общественности университета Джеймс Хоутон от лица всех членов правления заявил, что оно внимательно относится к критике преподавателей и Саммерс воспринимает ее серьезно. Хоутон, председатель совета директоров и гендиректор компании Corning Inc., утверждает, что президент Гарварда ратует за более широкие возможности для женщин.

“В целом, – добавил он, – мы знаем его как человека, который принимает во внимание накопленный опыт, готов к диалогу и способен помочь Гарварду в достижении академических успехов”. (WSJ, 18.02.2005, Полина Михалева)