“Не соответствует смыслу”


На встрече с членами правительства Владимир Путин неожиданно обрушился с резкой критикой на нынешний порядок регистрации средних и малых компаний, назвав его “вакханалией”. “Я не говорю о налогообложении, здесь что-то происходит, но зарегистрировать свое предприятие сегодня просто невозможно, – заявил президент. – Этот порядок – это издевательство над людьми и здравым смыслом”.

Правительственных чиновников неожиданная эскапада президента крайне озадачила. “В последние годы Минэкономразвития достигло огромных успехов: процедура регистрации ускорилась, проходит она теперь в “одном окне”, – говорит чиновник аппарата правительства. “Регистрация стала гораздо менее обременительным делом для компаний, чем раньше”, – соглашается чиновник Федеральной налоговой службы. С 2002 г. налоговики занимаются регистрацией новых и перерегистрацией действующих компаний вместо региональных регистрационных палат.

По закону на регистрацию должно уходить не больше недели, объясняет Екатерина Журавская, сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), который раз в полтора года исследует административные барьеры для бизнеса. “Ситуация с регистрацией в последние годы заметно улучшилась”, – говорит Журавская: почти половине фирм (47%) удается вписать свое имя в госреестр за неделю, тогда как в 2002 г. в среднем на это уходило две недели. К “одному окну”, впрочем, процедуру пока свести не удалось, но, чтобы зарегистрироваться, уже достаточно обойти не пять, а три госучреждения, говорит Журавская.

Вероятно, президент имел в виду не саму регистрацию, а трудности с получением всевозможных лицензий и разрешений, предполагает один из чиновников администрации президента. Такого же мнения придерживаются и в Белом доме.

“В доверительных беседах предприниматели жалуются не на регистрацию, а на мучительное получение лицензий, согласование разрешительной и проектной документации”, – говорит чиновник Минэкономразвития. Правительство собирается облегчить это бремя, говорит сотрудник ФНС, освободив фирмы от повторного предоставления пакета регистрационных документов в госорганы, выдающие разрешения и лицензии. “Сейчас одни и те же документы фирмам приходится подавать многократно, что не имеет смысла”, – поясняет он.

Чиновники пока не решили, как исправить ситуацию. Если ФНС будет отсылать сведения о госрегистрации всем органам, выдающим лицензии и разрешения, то документооборот многократно возрастет, а если чиновники сами должны будут обращаться в ФНС за выпиской из реестра, то рассмотрение лицензий затянется, рассуждает сотрудник Минэкономразвития. “Возможно, лучший вариант – обязать ФНС рассылать регистрационные документы в госорганы, выдающие лицензии, которые собирается получить регистрирующаяся фирма”, – считает чиновник.

С выдачей разрешений дела обстоят хуже, чем с регистрацией, соглашается Журавская. Доля компаний, которым в течение года приходилось обращаться за лицензиями и разрешениями, уменьшилась до 15% (в 2002 г. – 21%), но на это уходит в среднем 67 дней (три года назад – 49). При этом местные власти требуют огромное количество полулегитимных разрешений на деятельность, по федеральному закону не лицензируемую, отмечает исследователь.

Вероятно, этот разгул на местах президент Путин и назвал “вакханалией”, предполагает президент “ОПОРы” Сергей Борисов. Получение разрешений на установку киоска или автозаправки, на подключение энергии и газа, на торговлю определенным ассортиментом товаров – это настоящее “хождение по мукам”, говорит Борисов. На то, чтобы запустить новый цех, уходит масса времени, говорит председатель совета Андрей Коркунов: “Большинство согласований приходится получать последовательно, а одновременно – нельзя”. Регистрация и получение лицензий – достаточно прозрачная процедура, замечает гендиректор “Декра-Груп” Тигран Алексанян. Но на то, чтобы получить несколько десятков согласований, которые нужны для начала строительства – в частности, от органов санэпиднадзора, природоохраны и архитектурного надзора, – уходит порой до 2,5 лет, сетует бизнесмен.