69 счастливчиков


В конце апреля РЖД подписала с Siemens Transportation соглашение о совместном производстве электропоездов. Их будет производить совместное предприятие РЖД и Siemens на Московском локомотиворемонтном заводе, входящем в РЖД. Доля РЖД будет оплачена производственными мощностями, а Siemens передаст в него свои технологии. До 2012 г. железнодорожная монополия собирается купить 60 поездов на $1,7 млрд. Они будут курсировать со скоростью до 250 км/ч на направлениях Москва – Петербург, Москва – Нижний Новгород и Петербург – Хельсинки.

Вчера РЖД передала Siemens список из 69 российских предприятий, которые российская сторона рекомендует немцам в качестве поставщиков комплектующих для производства поездов, сообщила компания. По словам руководителя пресс-службы РЖД Натальи Акафьевой, в список попали в основном партнеры РЖД, которые уже поставляют подвижной состав, комплектующие к нему и ремонтируют вагоны и локомотивы. “Список передан в рамках договоренностей по локализации производства электропоездов”, – говорит она.

По данным пресс-службы РЖД, в первый год производства поездов (его планируется начать в 2007 г.) локализация должна достичь 30%, а к 2015 г. – локализация достигнет 70%.

В пресс-службе Siemens отказались от комментариев, сославшись на то, что специалисты компании заняты изучением полученного списка. Среди части поставщиков будут проведены тендеры, а с некоторыми заключат прямые договоры, утверждают в пресс-службе российского подразделения концерна. Пока выбран только один поставщик. Это “Трансмашхолдинг“, который будет поставлять вспомогательное электрооборудование для вагонов. В “Трансмаш-холдинге” отказались от комментариев.

Опрошенные “Ведомостями” представители предприятий, попавших в список, рады возможности расширить бизнес за счет нового проекта РЖД. В пресс-службе “СУАЛ-Холдинга” говорят, что уже ведут переговоры о поставке алюминиевых панелей для вагонов, которые будет производить Каменск-Уральский металлургический завод. А директор департамента внешних связей группы “ИСТ” Антон Лаптев (в группу входит попавший в список тихвинский завод “Титран”) утверждает, что РЖД предлагает закупать у “Титрана” вагонные тележки. А в “Силовых машинах” (РЖД рекомендует продукцию “Электросилы”) говорят, что готовы предложить СП с Siemens тяговые электроприводы.

Но добиться такого высокого уровня локализации Siemens будет очень сложно, предупреждает менеджер одного из предприятий. “РЖД просто передала список всех предприятий, связанных с железной дорогой. Далеко не все из них смогут обеспечить качество по стандартам концерна”, – объясняет он.

Руководитель аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова верит, что СП Siemens и РЖД сможет достичь высокого уровня локализации. “За исключением высокотехнологичных систем управления поездом, все остальное можно производить в России”, – уверена она. Подвести проект, по ее мнению, может отсутствие качественных путей для скоростных поездов. “В наших климатических условиях традиционные короткие рельсы подвержены деформации из-за сильных перепадов температур в разные времена года. Поэтому РЖД для скоростного движения должна построить принципиально новые дороги. За полтора года они могут не успеть”, – говорит Одинцова. В пресс-службе РЖД говорят, что монополия планирует инвестировать в скоростные пути около 15 млрд руб. до 2007 г.